Почему окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля: основные причины, что делать

Окисление клемм автомобильного аккумулятора, то есть появление на них слоя оксида металла, является плохим знаком. Указывает на неисправность аккумулятора или генератора, так же стоит обратить внимание на электропроводку. По цвету окислов в редких случаях можно понять в чем именно заключается неисправность, но гораздо чаще приходится производить тщательную проверку.

В редких случаях по цвету, а точнее по незначительному оттенку оксидов, можно точно понять, в чем именно заключается неисправность на начальной стадии возникновения проблемы, но гораздо чаще проводится тщательная проверка со стороны автовладельца транспортного средства. Когда клеммы аккумулятора окисляются, контакт с электродами нарушается. Это значительно снижает пусковой ток, что приводит к трудностям запуска автомобиля, точнее, его двигателя. Так же становится хуже эффективность зарядки аккумулятора. Казалось бы незначительная проблема, но вполне возможно, что именно она приведет к большим неисправностям, если вовремя ее не заметить и не принять меры по ее устранению. В статье подробно описаны причины возникновения окисей на соединениях АКБ, как правильно найти и устранить неисправность, а самое главное как предотвратить появление проблемы и продлись эксплуатационный срок аккумулятора.

Почему окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля: причины

Причины, по которым происходит окисление соединений не так много:

  • Плохой контакт. Искры и значительный перегрев увеличивают скорость естественных химических процессов окисления, из-за этого контакты покрываются тонким, но плотным налетом. Цвет, а точнее оттенок, у налета зеленоватый или голубоватый.
    На клеммы попадает электролит. Это самый распространенный случай. Внешне окисления похожи на снег, который разместился на клеммах АКБ. Окислы имеют легкий голубоватый оттенок, сами они толстые и рыхлые.
  • Плохое соединение может быть из-за короткого замыкания. Часто ослабевают крепежи, такое возможно из-за вибраций автомобиля при движении. Случается и так, что плохо затянули клемму или когда диаметр выхода не соответствует клемме, тогда отходит масса и повреждает провод. Если диаметр меньше, а не больше, то контакт начинает перегреваться, что приводит к паразитным токам. В результате образуется поверхностная коррозия контактов, и формируется тонкое отложение разных оттенков. Оттенки бывают или голубоватые или зеленоватые. Если на клеммах были обнаружены окислы схожие внешне со снегом и сами по себе они рыхлые, то следует незамедлительно проверить корпус аккумулятора, проверить работу генератора и состояние самой батареи.

Главными причинами сильного окисления являются:

  • При кипении происходят всплески электролита, которые попадают в вентиляционные каналы и через них оседают на клеммах. Так и появляются окислы.
  • Нарушена целостность корпуса аккумулятора. Если трещина образовалась в районе вывода, но через нее просачивается электролит и даже его пары, что окисляет клеммы.
  • Недостаточный заряд АКБ. При недостаточном напряжении тока возрастает нагрузка на батарею, что влияет и на соединения, повышаются химические процессы.
  • Перезаряд. Когда подается ток избыточно, то происходит сильное газообразование, оно же провоцирует закипание электролита. Газы проникают через вентиляционные каналы, превращаются в конденсат и находят свое место на клеммах. Так и происходит налет в виде бархата.
  • Утечка тока. Бывают случаи нежелательного контакта, такое происходит, если один из проводов коротит на массу. Это провоцирует утечку тока, в следствии чего, АКБ перегревается и возникает налет на клеммах.
  • Банку замыкает. Если на банке образовывается коррозия, она теряет свое основное свойство – накапливание энергии. Происходит спад напряжения на одну шестую. Нормальное напряжение в таком случае уже считается чрезмерным и случается перезарядка.

Причины окисления клемм АКБ можно отследить по полярности электрода и по внешнему виду самих отложений.
Взаимодействие с электролитами дает снежный и бархатный налет, он указывает на реакцию металла с серной кислотой. Проблемные контакты приводят к налету на клеммах. Зачастую налет покрывает и положительные и отрицательные выводы одинаково ровно, но исключением не является и окисление лишь одного вывода.

Причины окислов на плюсовой клемме АКБ

В современных моделях аккумуляторов предусмотрели все прошлые ошибки и недочеты старых моделей, поэтому одной из таких мер защиты и улучшения является защита плюсовой клеммы. Ее упаковали в пластмассовый кожух.

Благодаря ему повышается защита от окисления и защита от других внешних факторов. Но у всего хорошего существует и обратная сторона медали, из-за этого кожуха, уменьшается вероятность своевременно увидеть образовавшуюся проблему и устранить ее на начальной стадии.

Явными и частыми возникновениями окислов на плюсовой клемме являются:

  • Работа с нарушениями генератора и реле — регулятора, из-за их неточной работы происходит перезаряд аккумулятора;
  • Короткое замыкание банки;
  • Поврежденный корпус способствует протеканию электролита как раз из того места, где положительный вывод.
    Явными и частыми возникновениями окислов на минусовой клемме являются:
  • Ток при разряде направляется от минуса к плюсу, и если контакт плохой, то клемма массы берет на себя максимальные нагрузки, что приводит к перегреву. Точно такой эффект происходит, если пользоваться нештатным массовым проводом. В следствии чего, отрицательный полис подвергается окислению из-за слабого натяга клеммы;
  • Плохой контакт массы с двигателем или с кузовом транспортного средства;
  • Малая проходимость силового провода;
  • Невозможность полностью зарядить аккумулятор транспортного средства.

Случается окисление и двух клемм одновременно, и если они похожи на снег или бархат, а со своему составу достаточно рыхлые, то здесь явный признак действия электролита. Он или испарился и его конденсат осел на клеммах или корпус самого аккумулятора где-то поврежден, а из трещин сочится электролит. Может быть и то, что произошел засор вентиляционных отверстий. Если налет сам по себе тонкий, то причина кроется в плохом контакте.

Неправильная эксплуатация автомобиля и ошибки, из-за которых окисляются клеммы

Если в транспортном средстве все технически исправно, то и проблем не возникнет. Но если хоть что-то работает не так как должно, это ведет за собой ни одну проблему, а совокупность. Так и с окислением, если оно образовалось, значит, где-то следует искать неисправность и как можно быстрее ее устранять. Возможно, что сам водитель неправильно обслуживает и эксплуатирует транспортное средство, в частности это касается и аккумулятора и его составляющих частей.

Примеры неправильной эксплуатации АКБ

Причиной, из-за которой в корпусе появляются трещины и щели, в которые затекает электролит в неаккуратном пользовании. Клеммы неправильно подключают и отключают. Их или слишком сильно затягивают или пытаются снять, когда она не до конца ослаблена. Чтобы снять такую клемму, ее раскачивают, а этого категорически нельзя делать. Не редким явлением бывает и то, что выводы плохо закреплены и при езде, корпус аккумулятора движется из стороны в сторону, что увеличивает шансы на возникновение трещит.
Ошибку, которую допускают большинство автовладельцев – использование слишком тонких силовых приводов. Если на клеммах образуется налет, то при запуске автомобиля, точнее его двигателя, провода сильно греются.

Чтобы не дать окислениям появиться, необходимы профилактические меры. Не нужно экономить на проводах, лучше всего приобретать медные, и чтобы сечение было не меньше 1,6 сантиметров. Следует чаще обращать внимание на то, как провода взаимодействуют с клеммами. Контакт должен быть максимально плотным.

За электролитом также необходимо следить, смотреть какое количество залито в транспортное средство и проверять его плотность.
Если все же уследить не удалось и на клеммах появился белый налет, внешне схожий со снегом или бархатом, то это свидетельствует сильному кипению электролита. Если батарея быстро разряжается, это еще один повод проверить транспортное средство на ошибки.
Контроль за напряжением в простое и в работе поможет не допустить появления окислов. Необходимо регулярно, каждые 10 тыс. километров эксплуатации транспортного средства, проверять электролит в транспортном средстве.

Еще к ошибкам можно отнести установку различных «лишних» потребителей электроэнергии, к таким можно отнести дополнительное освещение или сабвуфер. Из-за этого происходит перегревание проводов и на клеммах выступают окисления. Если без освещения или музыкальной техники автовладелец обойтись не может, то стоит приобрести силовые провода, которые будут соответствовать нагрузке. Нужно будет лучше следить за уровнем заряда аккумуляторной батареи и не давать ей полностью сесть. Если в автомобиль установлено много дополнительной техники, которая значительно больше потребляет электроэнергия, чем предусмотрено производителями данного транспортного средства, лучшим решением станет приобретение более мощного генератора.

Если не закрепить аккумулятор как следует или слабо затянуть клемма, то могут также возникнуть неисправности. Двигатель будет с трудом заводиться, прокручиваться будет затруднительно. В момент запуска возможны искры и треск в районе клемм аккумулятора Чтобы избежать такой ситуации, нужно правильно фиксировать АКБ, а клеммы закреплять на выводе.

Возможна и утечка электролита через щели корпуса, из-за этого можно встретить электролит на корпусе. Большая утечка, вполне возможно, сможет повредить ЛКП рядом расположенных элементов. Чтобы не допустить утечку, нужно регулярно проверять количество залитого электролита.

Часто случаются проблемы с зарядным устройством аккумулятора. Признаками могут быть окислы минусовой клеммы, сам АКБ полностью не может зарядиться. Чтобы не допустить данную ситуацию, надо проявить внимательность и следить за напряжением АКБ в простое и в работе.

Действия при окислении клемм АКБ

  • После обнаружения проблемы и ее устранения необходимо очистить клеммы с использованием надфиля или с использованием обычной наждачной бумаги. После очистки рекомендовано создать защиту тех мест с помощью диэлектрической смазки. Важно обрабатывать смазкой клеммы аккуратно, не попадая на контактирующие поверхности.
  • Если окислы появились из-за электролита, то зачищенные места обрабатывают десятипроцентным раствором соды, после чего места протирают чистой тканью насухо.
  • Если корпус АКБ сильно поврежден, можно попробовать его запаять. Герметик также может устранить проблему, но его не все рекомендуют, он «не уживается» рядом с кислотной средой.
  • Причина окисления соединений аккумулятора недостаточно хороший контакт с выводами, или выплески закипевшего электролита на поверхность. Наружу он попадает по вентиляционным каналам или через щели в корпусе аккумуляторной батарее.
    Клеммы со следами окисления недостаточно хорошо проводят ток, что осложняет запуск мотора, автомобиль заводится не с первого раза, страдает электрическое оборудование в автомобиле, а проводка перегревается.
  • Чтобы не столкнуться с большим количеством неприятностей необходимо регулярно проводить осмотр АКБ и генератора. Чистить корпус аккумулятора содой. Приобрести качественные провода, хорошо и правильно затягивать клеммы.
  • Если после полного технического обслуживания соединения опять подверглись окислению, это является знаком того, что проблема не устранена. Следует провести визуальный осмотр еще раз. Особое внимание стоит уделить корпусу АКБ, вентиляционным каналам и уровню электролита залитого в транспортное средство.

Если правильно следить за аккумулятором, проводами и клеммами, то можно не только предотвратить появление окисей и ухудшение работы автомобиля, но и продлить срок службы самой аккумуляторной батареи транспорта.

Пролистать наверх