Одна из самых известных компаний с мировым названием BMW, является разработчиком различных систем, которые применяют в производстве своих двигателей.
Одна из систем VANOS (Variable Nockenwellensteuerung), без которой не обходится производства выпускаемых двигателей компанией BMW. Основным принципом и назначением работы такой системы является снижение вредных выбросов выхлопных газов и потребляемого топлива, увеличение мощности мотора. С системой VANOS наблюдается стабильная работа двигателя даже при низкой температуре.
В переводе с немецкого Variable Nockenwellensteuerung переменное управление распределительными валами двигателя. Разработали эту систему группа инженеров из BMW. Собственно система VANOS изменяет фазы газораспределения. Основной принцип работы, это способность изменять расположение распределительных валов по отношению к коленвалу. Благодаря такому, осуществляется регулирование газораспределительного механизма (ГРМ). Такая регулировка осуществляется в определенных градусных диапазонах опережения и запаздывания.
Устройство и состав.
Система располагается между распределительным валом и шестерней привода. Конструктив достаточно простой. Основной элемент, это поршни изменяющие положение распределительного вала, что приводит к изменению газораспределяющих фаз. Поршни и шестерни распредвала взаимодействуют через зубчатый вал, соединяемый с поршнем. Движение поршней происходит благодаря создаваемому давлению маслом.
В составе системы находится электромагнитный клапан, который работает от электронного блока управления двигателем (ECU). На распределительном валу находятся датчики положения, которые отправляют данные, определяется угол расположения вала на данный момент. Информация передается на блок управления, чтобы сравнить уже с заданными параметрами угла. За счет этой разницы изменяется фаза газораспределения. Поэтому открываются клапана раньше необходимого или позже, чем в начальном расположении вала.
Работа системы VANOS
На сегодняшний день компания применяет при создании своих моторов технологию переменного управления распределительным валом (VANOS) четвертого поколения. Первая версия системы имело название Single VANOS. В первой версии работы системы VANOS происходила скачками. На работающем двигателе с оборотами происходит регулировка впускного распредвала и данные датчика как располагается педаль газа, при изменении нагрузок в двигатели выпускной клапан открывается позже, что позволяет сделать работу двигателя равномерной. Преждевременное открытие впускных клапанов при работающем двигателе на средних оборотах увеличивает крутящий момент, улучшается газообмен в камере горения, после чего показатель расхода топлива в автомобиле уменьшается и снижается токсичность отработанных газов. При работе двигателя на увеличенных оборотах, впускные клапана открываются позже, мощность двигателя увеличивается. После запуска двигателя автомобиля, система включает определенный режим, чтобы максимально быстро прогреть двигатель до рабочих параметров при минимальном времени.
Сейчас применяется Double Vanos, двойная система, регулировка как впускных, так и выпускных распределительных валов, при работе рывков не наблюдается, все происходит в плавном режиме. Такое обновление системы позволило увеличить мощность работающего двигателя на разных оборотах. Системы Double Vanos позволяет повторно осуществлять сгорания выхлопных газов при работе двигателя, что приводит к увеличению экологичности мотора.
Сегодня все производимые автомобили концерном оснащены системой Vanos 4 поколения. В этом поколении системы оснащены Vanos шестернями расположенные на выпускном распределительном валу. Благодаря разработкам инженеров концерна система получилась очень компактной. Весь механизм расположился в звездочках ГРМ. Анализируя работу системы VANOS, можно сказать, что принцип работы похож Single Vanos.
Преимущества и недостатки Vanos
Преимуществом является:
- стабильная работа двигателя на холостом ходу,
- значительная экономия расхода топлива,
- хорошие показатели по экологическим параметрам.
Самым главным недостатком этой системы является ее надежность. Она не надежна.
Стандартные поломки
Постоянным слабым местом являются уплотнительные кольца на масляных поршнях, осуществляющие регулировку расположения распределительного вала. Уплотнительные кольца начинают разрушаться по разным причинам, одна из них, это разница и перепады температур с низкой на высокую. Различные вещества содержащиеся в бензине и маслах, попадают на кольца, после чего происходит их разрушение (потеря эластичности и растрескивание). Из-за потери таких свойств и теряется герметичность в механизме, которую удерживают уплотнительные кольца.
- Шайбы и подшипники. Масляный поршень в свой состав включает подшипники и шайбы металлические. Каждая деталь имеет свой срок эксплуатации. Шайбы и подшипники также после определенного срока работы изнашиваются. Когда при работе мотора, вы прислушаетесь, если будет проскакивать шум, слышны звуки металла, то значит что уже пора готовится к замене металлических шайб и подшипников.
- Фланцы и поршня. Во время работы двигателя возможны сколы, прогорание, пробивание металлических деталей. В основном это происходит при использовании бензина несоответствующего качества, недостаточное качество масел, разносторонний стиль езды (резкий и агрессивный), большой эксплуатационный период времени. На металлических деталях (масляные поршни или газораспределительные валы), во время эксплуатации образуются задиры, трещины, сколы. Если такое появилось, то вы почувствуете снижение мощности при езде, при работе на холостых хода не будет равномерная работа, будут перепады оборотов.
При езде автомобиля, разгон делается с трудом, расход топлива начал увеличиваться, при нажатии на педаль газа проскакивают звуки металла, происходит вибрация на холостом ходу, появились неполадки в системе Vanos.
Когда у Вас запуск двигателя на автомобиле происходит с трудом, слышна детонация, при осмотре свечей зажигания они мокрые, необходимо сделать диагностику системы Vanos.