Литиевая смазка

Литиевая смазка представляет собой разновидность горюче-смазочных материалов. В качестве сырья для их производства выступает нефтяное масло и литиевое мылом. Если есть необходимость, в литиевую смазку на последних этапах изготовления могут добавляться присадки и прочие добавки для улучшения характеристик. При соблюдении правил и условий производства образуется густая эмульсия, которая имеет консистенцию геля повышенной вязкости.

Ниже речь пойдет об основных разновидностях литиевых смазок, сфере их применения и эксплуатационных параметрах.

Литиевая смазка

Общее описание

В качестве основы состава обычно используются углеводородные масла, а также соли литиевой кислоты, которая очень жирная.

В нашей стране литиевые смазки впервые появились в 40-х годах прошлого столетия, как раз во время ВОВ. Произошло это в НИИ авиационного топлива и масла, основная задача тогда заключалась в обеспечении потребностей отечественного авиастроения. Советские составы на основе лития обозначались даже соответствующей аббревиатурой – ЦИАТИМ.

Наряду с СССР подобные вещества создавались и в ряде других стран с высоким уровнем развития промышленности. Но в них они получили уже свои обозначения. Патент на смазки такого типа был получен американским химиком К. Э. Эрлом. В настоящее время литиевые смазки обрели популярность во всем мире и считаются наиболее востребованными составами. По крайней мере, в общем объеме изготавливаемых смазок на них приходится порядка 70%.

В соответствии с определенной маркой, а также наличием или отсутствием в составе присадок могут различаться между собой в плане внешнего вида. Цвет может быть, как светло-желтым, так и выраженным коричневым. Консистенция тоже неодинакова. В любом случае абсолютно все литиевые смазки идеально прилипают к поверхностям из металла, в чем и заключается их отличие от других материалов такого типа.

Если рассматривать прочие особенности этих ГСМ, можно выделить еще несколько значимых моментов. Например, способность к сохранению изначальных свойств при использовании в широком температурном диапазоне, обычно от -30 до +125 градусов по Цельсию. А если производитель использует некоторые присадки, свойства становятся еще лучше.

Стойкость к влаги – еще одно преимущество смазочного материала. Так, составы вообще не растворяются в воде и прекрасно справляются с ее отталкиванием. К тому же они надежно защищают ранее обработанные поверхности из металла от риска появления ржавчины.

Также продукция характеризуется устойчивостью к воздействиям механического характера. Так, литиевые смазки могут применяться под большим давлениям и в условиях выраженного трения.

Вообще эти характеристики подходят всем смазкам, которые произведены на базе литиевого мыла.

Особенности состава

В качестве основы любых литиевых смазок применяется нефтяное сырье. Речь идет о простейших маслах, которые загущаются с использованием литиевого мыла кислоты. Также в составе обязательно присутствуют добавки, защищающие от мороза, ржавчины и других негативных факторов.

Технические характеристики

  • Устойчивость к термическому воздействию. Дело в том, что такие смазки разработаны как раз для применения в максимально экстремальных климатических условиях. Их могут применять жители южных регионов, а также обитатели заполярья. По этой причине диапазон рабочих температур в зависимости от присутствующих в составе присадок может быть равен от -60 до +100 градусов по Цельсию.
  • Вязкость. В соответствии с ней определяется способность противостоять силе трения и возможность плотного обволакивания поверхностей. Эмульсии литиевого типа могут сохранять оптимальные параметры вязкости, не зависимо от температурных режимов их применения.
  • Химическая стойкость. Если в составе есть присадки, они обеспечивают повышение степени надежности защиты обрабатываемых поверхностей от ржавчины и задира. Но стоит также отметить, что некоторые смазки плохо влияют на полимерные или алюминиевые детали узлов.
  • Простота очищения. Многие смазки несложно смывать с использованием теплой воды, при этом не понадобятся никакие растворители и синтетические моющие средства. Все это делает процедуру очистки двигателя максимально простой, как и мероприятия по нанесению новой смазки.
  • Восстановление. Литиевые составы также способствуют предотвращению чрезмерного износа в ходе эксплуатации, также они гарантируют продление рабочего ресурса.

Разновидности

В зависимости от состава ГСМ и техник их производства выделяют несколько разновидностей.

  • Минеральные. Их принято использовать в температурном диапазоне от -40 до +150 градусов. Они имеют широкую сферу применения и стоят сравнительно недорого по сравнению с аналогами из синтетики или силикона. Единственный минус – высокий риск разрушения деталей из резины и пластика.
  • Синтетические. В качестве основы здесь выступает не природная нефть, а синтезированные искусственным способом материалы. Состав стоит достаточно дорого, но является термостойким. Также он применяется в процессе обработки узлов из резины и пластиков.
  • Эфирные. Основа производства – искусственные эфирные масла. Такие ГСМ незаменимы в процессе обработки высокоскоростных систем. Они хорошо отталкивают влагу и противостоят коррозии, поглощают шум.
  • ПАО смазки. В качестве основы производства используется полифльфаолефин. За счет доступной стоимости изделия такого плана нашли широкое применение в области промышленности. С их помощью обрабатываются трущиеся элементы. Состав способен застывать при низких температурах, даже на морозе, он устойчив к окислению и коррозии.
  • Комплексные. В их составе встречаются соли кислот. По свойствам они практически не отличаются от других литиевых составов, хотя имеют высокие предельные температуры работы, иногда максимальная отметка равна +230 градусов и более. Самые распространенные варианты – Циатим-201, 203, а также Литол-24.

Сфера применения

Литиевые смазки в настоящее время применяются в разных областях промышленности. Так, они зачастую незаменимы в машиностроении, судостроении и в прочих разновидностях техники. В автомобилях они предназначаются для обработки следующих узлов.

  • ШРУС. В данном случае обязательно добавляется молибдена дисульфид. Такие ГСМ прекрасно предотвращают появление истирания, особенно при работе на внушительных скоростях. Помимо этого, подобные детали предохраняются от критического непродолжительного нагрева до 150 по Цельсию.
  • Тросы, резьбы, цепи. Все детали транспортного средства, которые трутся, нужно обязательно смазывать составами на основе лития, которые содержат в качестве присадок тефлон. Именно он гарантирует защиту открытых элементов от повреждений коррозийного характера и истирания.
  • Труднодоступные узлы принято обрабатывать литиевыми смазками с кондиционерами в составе.

Что касается всех остальных узлов и деталей, их можно обрабатывать с применением универсальных литолов, которые характеризуются сбалансированным содержанием присадок.

Плюсы и минусы

Как и любые другие горюче-смазочные материалы, литолы имеют свои положительные и отрицательные свойства. К плюсам можно отнести следующие моменты:

  • возможность сочетания с прочими смазочными веществами, а также с присадками, их совместное применение не оказывает негативного влияния на эксплуатационные характеристики литола;
  • высокие значения смазываемости деталей, за счет стабильной вязкости появляется возможность использовать ГСМ в любом режиме работы, не зависимо от температуры;
  • стойкость к влаге и химическая инертность, за счет этих характеристик смазка идеально защищает обработанные поверхности из металла от влияния воды, а ее реакция с жидкостями, кислородам, реагентами отсутствует.

Если вести речь о недостатках, здесь можно выделить негативное влияние на полимерные и резиновые детали. Вследствие этого происходит их набухание и потеря механической прочности. Также образуются трещины.

Во всех остальных моментах литиевые смазки считаются универсальными материалами, которые к тому же имеют невысокую стоимость, за счет которой они и стали популярными и востребованными.

Пролистать наверх