Конструктивной особенностью большинства современных моторов является электронный блок управления. На него поступает информация со всех, установленных в автомобиле, датчиков. Каждый из них отвечает за конкретный параметр, характеризующий работу силовой установки. Система управления двигателем включает в себя множество узлов, наиболее важным из которых является датчик положения распределительного вала.
Что такое ДПРВ и для чего он нужен
Помимо своего классического сокращения, ДПРВ имеет и другие названия, довольно часто его называют датчиком Холла. Из этого можно сделать вывод, что он влияет на систему, регулирующую временные промежутки открытия клапанов. Благодаря поступающей с датчика информации, электронная система самостоятельно выбирает наиболее подходящий момент для подачи топлива в цилиндры.
В основу механизма лег элемент Холла, для работы которого необходимо опорное напряжение. Многие полагают, что именно датчик регулирует момент впрыска топлива, однако это не совсем так. Его главная задача передать в БУ данные о том, что поршень в одном из цилиндров достиг своей верхней мертвой точки. На основе полученной информации электроника определит время впрыска и его продолжительность.
Помимо ДПРВ корректное функционирование системы зажигания обеспечивает датчик положения коленчатого вала. Оба механизма тесно связаны друг с другом. Если один из них перестанет работать, данные в блок управления будут передаваться с другого. Однако более важным является сигнал с ДПКВ, поскольку в случае его поломки двигатель перестанет запускаться.
Современные автопроизводители оснащают весь свой модельный ряд полным комплектом необходимых датчиков. Даже на моторах со сложными системами газораспределения устанавливаются ДПРВ и ДПКВ. Их местонахождение в подкапотном пространстве может варьироваться, но чаще всего — это задняя часть ГБЦ.
Как было сказано выше, механизм работает благодаря эффекту Холла. В XIX веке ученый провел эксперимент, в котором пропустил постоянный ток через небольшой лист металла, находящийся в магнитном поле. В результате, под действием электромагнитной индукции электроны устремились ближе к краям, где из-за образовавшегося напряжения наблюдался эффект разности потенциалов.
Аналогичным образом устроен и современный датчик. Внутри него расположен магнит и полупроводник с четырьмя контактами. Поступающее напряжение обрабатывается в специальной интегральной микросхеме, откуда сигнал передается в ЭБУ. Корпус изготавливается из прочного пластика, защищающего изделие от механического воздействия.
Как работает датчик распредвала
Главная задача ДПРВ – сообщить блоку управления о достижении поршнем ВМТ. Для этого используется импульсное колесо, устанавливающееся на распредвале. В момент движения, имеющиеся на нем выступы, проходят через датчик, генерируя тем самым необходимый для передачи цифровой сигнал.
Говорить о работе датчика распредвала невозможно в отрыве от ДПКВ. Благодаря их слаженной работе происходит синхронизация между зажиганием и впрыском топлива. За один оборот распредвала коленчатый вал успевает сделать два полных оборота. Таким образом, показания двух датчиков сигнализируют о наступлении момента сжатия в первом цилиндре.
На задающем диске коленвала может поместиться 60 выступов, однако есть небольшой участок, на котором два из них пропущены. Когда эта часть проходит мимо ДПКВ, происходит сверка полученного сигнала со значениями другого датчика. Так система определяет подходящий момент для впрыска топлива в первый цилиндр. Получаемые сигналы являются импульсами, с которыми работает БУ, а визуализировать их помогает осциллограмма.
Признаки неисправности и возможные причины
Диагностировать неисправность в датчике довольно сложно, поскольку искра не пропадает и двигатель продолжает заводиться.
На выход из строя может указывать:
- задержка в несколько секунд при запуске двигателя;
- потеря динамики и наличие рывков при движении;
- просадки в мощности и плохие показатели ускорения;
- увеличившийся, из-за несинхронизированности систем впрыска, расход топлива;
- проблемы в системе зажигания.
Такие симптомы не являются характерными. Они могут встречаться и при других неисправностях. Чтобы убедиться в поломке достаточно пройти сервисную диагностику или воспользоваться специальным сканером. Если ДПРВ действительно не работает, прибор выдаст соответствующие ошибки.
Причин, по которым механизм мог выйти из строя, довольно много. Чаще всего специалисты выделяют:
- механические повреждения датчика;
- замыкания проводки или неполадки с контактами;
- наличие сколов на задающем диске, из-за которых данные считываются некорректно.
Обычно проблема носит комплексный характер, поскольку сам по себе датчик довольно надежный и очень редко ломается.
Способы проверки
Из-за того, что ДПРВ работает по принципу Холла, проверить его классическим способом с помощью мультиметра не получится. Подтвердить или опровергнуть наличие неисправностей поможет проверка с использованием осциллографа. В его показаниях будут отражены не только импульсы, но и фронты провалов. Обратиться за проведением такой процедуры можно в сервисный центр или на СТО. Там специалисты смогут правильно расшифровать показания. Если датчик все-таки вышел из строя, то он подлежит полной замене. Ремонт в этом случае невозможен.
ДПРВ – важный механизм в системе впрыска топлива и зажигания. Его поломка отражается на работе двигателя и может доставить автовладельцу немало проблем. В случае возникновения подозрений, связанных с выходом из строя датчика положения распредвала, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к специалистам.