Датчики системы смазки: виды, устройство и принцип работы

Беспроблемная эксплуатация любого автомобиля во многом зависит от исправности двигателя. Система смазки двигателя служит для снижения силы трения между его двигающимися элементами. Она также способствует охлаждению основных агрегатов, тем самым продлевая срок их эксплуатации и препятствуя появлению коррозии. Смазочная система помогает также поддерживать нужную мощность и снизить износ агрегата. В ее состав входят следующие элементы:

  • заливная горловина;
  • поддон картера в нижней части корпуса двигателя. Сюда попадают также и посторонние веществ (пыль, мусор, нагар);
  • маслозаборник – это патрубок, идущий от поддона к насосу, фильтр;
  • масляный насос — подает рабочую жидкость в систему;
  • масляный фильтр установлен на входе в насос и служит для очистки масла;
  • масляный радиатор — служит для снижения температуры масла;
  • форсунки предназначены для подачи масла;
  • клапаны — для автоматизации контроля давления;
  • датчики давления, температуры и уровня масла.

Система смазки нуждается в постоянном контроле и обслуживании. Для удобства слежения за показателями моторного масла предназначены специальные устройства — датчики. С их помощью отслеживают такие показатели как объем, давление, качество и температура масла. На большинстве автомобилей устанавливаются как механические, так и электронные устройства. Они предназначены для фиксации различных отклонений в функционировании системы от нормы. Датчики подают соответствующую информацию на панель приборов автомобиля для удобства автовладельца.

Датчики системы смазки

Датчик давления масла

Механизм играет очень важную роль. Именно он первым фиксирует даже незначительные отклонения в работе мотора. Устройства могут располагаться в автомобиле у головки блока цилиндров или ремня ГРМ, рядом с масляным насосом и т.д.

В автомобилях бывает от одного до двух таких датчиков. Один — аварийный, другое его название — датчик низкого давления. Он отслеживает давление в системе. Если давления нет, устройство немедленно подает сигнал о неисправности в виде контрольной лампочки на панели приборов.Другой — контрольный, иначе его еще называют датчиком абсолютного давления. Если загорелась лампочка в виде «красной масленки», ехать на машине дальше нельзя! Пренебрежение этим правилом может привести к серьезным поломкам.

Важно: контрольные лампочки неслучайно имеют разный цвет. При красных индикаторах ехать на автомобиле дальше нельзя. Желтые лампочки указывают на необходимость проведения техобслуживания как можно скорее.

Аварийный датчик Механизм обязательно присутствует на каждом автомобиле. Устроен он незамысловато и состоит из таких частей:

  • корпуса;
  • мембраны;
  • контактов;
  • толкателя.

Датчик и лампочка — часть целой электрической цепи. При выключенном моторе и отсутствии давления мембрана расположена прямо, контакты замкнуты, а толкатель находится в задвинутом состоянии. Когда мотор запускается, на датчик поступает напряжение, и лампочка ненадолго загорается, пока давление не достигнет нужного показателя. Масло давит на мембрану, она двигает толкатель и размыкает контакты. При недостаточном давлении мембрана снова становится прямо, цепь при этом замыкается и высвечивается индикатор.

Датчик абсолютного давления

Он отображает показания давления посредством обычных стрелок. Устройство механизма простое:

  • корпус;
  • мембрана (иначе ее называют диафрагма);
  • толкатель;
  • ползунок;
  • обмотка.

Датчики бывают реостатные или импульсные. В первых электрическая составляющая и есть сам реостат. При заведенном моторе автомобиля давление давит на диафрагму, в результате чего толкатель двигает ползунок. Сопротивление при этом изменяется, и стрелка начинает показывать другое значение.

В импульсных имеется термобиметаллическая пластина, а преобразователь состоит из двух контактов. Верхний — это пластина, оснащенная спиралью и соединяющаяся со стрелкой прибора. Нижний соединен с мембраной и заземлен на корпус автомобиля. Оба контакта пропускают ток, который нагревает верхнюю пластину и провоцирует смещение стрелки. Пластина изгибается и размыкает контакты. Цикл повторяется снова и снова. Различные показатели давления воздействуют на нижний контакт, в зависимости от этого платина остывает за разные промежутки времени. В результате через плату управления на стрелочный прибор поступает ток разной величины, отражающий настоящие показания давления.

Датчик измерения уровня масла Прогресс в автоиндустрии не стоит на месте, и большинство производителей автомобилей уже не используют привычный всем щуп для контроля за уровнем масла. Вместо него в авто обычно устанавливаются более современные электронные устройства, или электронные щупы. Они в автоматическом режиме непрерывно следят за объемом масла и отображают показания на панели приборов машины. Установлен датчик обычно внизу мотора, на поддоне или возле масляного фильтра.

Существует несколько разновидностей подобных датчиков. В зависимости от принципа работы такой прибор может быть:

  • механический, или иначе — поплавковый: это, по сути, поплавок, оснащенный магнитом, и вертикально расположенная трубка с герконом. При колебаниях объема масла поплавок двигается по трубке. Когда он достигает наименьшего значения, геркон приводит к замыканию цепи и подает напряжение на индикатор;
  • тепловой: функционально его работа основана на термочувствительной проволоке. На нее поступает незначительное напряжение. Когда достигается нужный уровень температуры, напряжение перестает подаваться, проволока постепенно остывает. В зависимости от того, какое время занимает этот процесс, и определяется уровень рабочей жидкости. Соответствующее значение отображается на панели приборов;
  • электротермический: разновидность тепловых устройств. В основе его конструкции проволока, сопротивление которой меняется в соответствии с температурой. При погружении проволоки в масло ее сопротивление становится ниже. С помощью такого метода устанавливается объем масла в зависимости от величины напряжения. При недостаточном уровне рабочей жидкости устройство посылает импульс на электронную плату, а она посылает сигнал на панель приборов в виде соответствующего индикатора;
  • ультразвуковой: это устройство, генерирующее ультразвуковые импульсы и направляющее их в поддон картера. Достигнув поверхности масла, импульсы отражаются и поступают обратно. Отрезок времени, прошедший с момента поступления сигнала до его возвращения, и указывает на объем масла в двигателе.

Назначение и конструктивные особенности датчика температуры масла

Температурный датчик — необязательный элемент системы. Основное его назначение — отслеживание температуры масла и оправка полученных показателей на индикатор. Такие устройства бывают электронными или механическими, со стрелками. В соответствии с уровнем температуры масло меняет свои физические характеристики, что определенным образом влияет на работу мотора. К примеру, холодное масло более густое и вязкое, это необходимо помнить при контроле объема масла. При нагревании масла свыше 130 градусов Цельсия, оно начинает гореть, что сильно снижает его качество.

В большинстве авто прибор расположен в картере. Иногда он составляет единое целое с датчиком уровня масла. В основе работы датчика механизма лежит применение свойств полупроводникового терморезистора. При повышении температуры его сопротивление падает, изменяется напряжение, поступающее на электронную плату. Там поступившие данные анализируются, и плата управления передает информацию на панель приборов.

Датчик качества масла, его функциональное назначение

Прибор помогает определить качество масла. Он также является необязательным элемент в системе смазки. Но стоит учитывать, что во время эксплуатации автомобиля масло так или иначе загрязняется посторонними веществами. Это могут быть сажа, пыль, продукты износа, антифриз и т.п. При их попадании срок эксплуатации рабочей жидкости сокращается, и заявленные производителем нормы подлежат корректировке.

Работа датчика основана на анализе колебаний диэлектрической проницаемости среды, меняющейся в соответствии с химическим составом. Датчик частично погружен в масло. Устанавливается обычно между фильтром и блоком цилиндров. Конструкция датчика представляет собой подложку из полимеров с нанесенными на нее электродами. Они расположены навстречу друг к другу, попарно, каждая пара и есть самостоятельный датчик.

Таким образом достигается высокая точность измерения. Половина электродов погружается в масло. Оно благодаря своим диэлектрическим характеристикам вынуждает пластины выполнять функцию конденсатора. На другой половине электродов образуется ток, он поступает на усилитель. В соответствии с величиной тока усилитель отправляет на плату управления то или иное напряжение, где оно сопоставляется с нормой. Проанализировав данные, контроллер отправляет сигнал о плохом качестве масла на панель приборов.

Исправность датчиков и постоянный мониторинг за состоянием масла — важная составляющая четкой работы двигателя. Соблюдая рекомендуемые показатели уровня, давления и качества масла, можно значительно продлить срок эксплуатации двигателя и добиться бесперебойной работы автомобиля. Датчики, как и остальные элементы авто, нуждаются в регулярном обслуживании, а при неисправности — в замене.

Пролистать наверх