Масляный фильтр двигателя: виды, устройство и принцип работы

Масляный фильтр двигателя – это основной компонент масляной системы, применяется для фильтрации моторного масла от загрязнений и частиц, которые могут негативно влиять на работу двигателя. В нем он улавливает металлические осколки, карбоновые отложения и пыль, чтобы предотвратить их попадание в поршневую группу и масловозращающий канал. Частая замена масляных фильтров, согласно рекомендациям производителя, помогает поддерживать чистоту масла и эффективность работы двигателя. Полезно использовать качественные оригинальные фильтры или сертифицированные аналоги для обеспечения надежной защиты двигателя от загрязнения.

Масляный фильтр двигателя

Назначение фильтра в системе смазки двигателя

Это один из основных компонентов системы смазки двигателя, и его основное назначение — защищать двигатель от загрязнений и частиц, которые могут отрицательно повлиять на его работу и надежность.

В основном функция фильтра заключается в очистке масла, которое циркулирует по всему двигателю. Он улавливает мельчайшие частицы пыли и карбоновых отложений на поверхности двигателя или других примесей во время работы двигателя.

В зависимости от источника загрязнения и частицы могут возникать из различных источников, таких как износ двигателя, окисление масла, сгорание топлива и проникновение внешних загрязнений. Если эта частица не удаляется из масла, она может привести к износу двигателя и повреждению его компонентов.

Фильтр для системы смазки двигателя обычно устанавливается на пути циркулирующего масла и обычно располагается рядом с масляного насоса или масляного фильтровального элемента. Это — специальная фильтровальная среда для задерживания загрязнений, а также корпус с надежным креплением и герметичностью.

Постоянная замена масляного фильтра — важная профилактика для поддержания чистоты масла и эффективной работы двигателя. В большинстве случаев производители рекомендуют менять фильтр через определённый промежуток времени. Это позволяет избежать накопления загрязнений и обеспечить непрерывную защиту двигателя.

Для правильного выбора масляных фильтров важно обратить внимание на качество и следовать рекомендациям производителя. Подходящий фильтр с правильными характеристиками и спецификациями обеспечит эффективное удаление загрязнений, а также защиту двигателя от нежелательных воздействий.

Устройство масляного фильтра

По конструкции фильтры для моторного масла бывают следующих типов:

  • Цилиндрический корпус с крышкой, в котором есть пара входных отверстий и одно выходное отверстие с резьбой для крепления. Он предназначен для защиты фильтра от загрязнений и обеспечивает надежную установку. Это фильтрующий элемент, который удерживает мельчайшие частицы загрязнений и позволяет только очищенному маслу проходить в систему. Иногда фильтр может быть изготовлен из специального картона. Чтобы увеличить полезную площадь фильтрующего материала, его складывают в форме гармошки и сворачивают в рулон. У него есть специальная пропитка для предотвращения разрушения под воздействием масла и обеспечивает более эффективную работу. Под ним находится выпускной клапан, который расположен в нижней части масляного фильтра. Если в системе есть экстренные ситуации, он может направить поток масла непосредственно в систему, минуя фильтрующий элемент. Здесь логика такова – лучше дать двигателю работать на чистом масле, чем вообще не давать ему работать. Это может случиться зимой, когда низкие температуры делают масло более вязким и оно не проходит через фильтрующий элемент до тех пор, пока двигатель не достигнет рабочей температуры. Клапан также сработает, если фильтрующий элемент забит и не может справиться с объемом масла.
  • Противодренажный клапан, также известный как обратный клапан, предотвращает обратный поток масла из системы в фильтр. Это необходимо для того, чтобы масло сразу же поступало к вращающимся деталям при запуске двигателя. При этом пружина прижимает обратный клапан в положение, когда двигатель отключен и несанкционированное проникновение масла обратно в систему предотвращается.

Для предотвращения утечки масла в местах крепления фильтра резина играет важную роль.
По сути, обычный масляный фильтр функционирует следующим образом: при запуске двигателя насос выталкивает из поддона или баков моторное масло и направляется через отверстия в магистраль смазки. Когда частицы нагара, серы и другие отходы задерживаются в фильтре, чистое масло продолжает путь в систему для смазки вращающихся деталей.

Виды фильтров для моторного масла

Фильтры для моторного масла представляют собой важный элемент системы смазки двигателя, который обеспечивает эффективную очистку масла от загрязнений и частиц. Есть несколько видов фильтров, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Далее, мы расскажем о некоторых из них:

  • Механические фильтры. Это самый востребованный тип фильтров для моторного масла. Эти фильтрующие элементы задерживают механические загрязнения и частицы в масле, пропуская только чистое масло обратно в систему. Такие механические фильтры имеют хорошую эффективность и широкий спектр применения.
  • Сетчатые фильтры. Этот вид фильтров применяет сетку или решетку для задерживания крупных частиц и загрязнений в масле. Эти устройства просты в конструкции и дешевы при обслуживании, но не всегда обеспечивают высокую степень очистки масла.
  • Спин-он фильтры. Удобные фильтры, которые легко устанавливаются и заменяются. У них корпус и фильтрующий элемент, объединенные в одну единицу. Для замены фильтра необходимо заменить всю единицу. Это сделает процесс обслуживания более быстрым и удобным.
  • Гидравлические фильтры. Данный вид фильтров используется в гидравлических системах, однако также может быть применен в системе смазки двигателя. В них высокая эффективность очистки и они могут задерживать очень мелкие загрязняющие частицы и загрязнения. Гидравлические фильтры чаще всего применяются в более сложных и требовательных условиях эксплуатации.

Каждый вид фильтров имеет свои преимущества и подходит для определенных целей. Выбирая фильтр для масла, следует учитывать тип двигателя и условия эксплуатации.

Центробежный масляный фильтр

В системах смазки тяжелых автомобилей, таких как тракторы и внедорожники, помимо перечисленных фильтров, также используются центробежные масляные фильтры. По конструкции они представляют собой корпус, внутри которого находятся ротор и ось. Масло попадает в центрифугу через отверстие, расположенное радиально и продольно, обеспечивая его попадание на ротор.

С помощью высокой скорости подачи масла, он сталкивается с крышкой центрифуги и вызывает вращение ротора. При возникновении центробежной силы, которая выбрасывает примеси и загрязнения из масла, они оседают на крышке фильтра в виде осадка. Моторное масло, которое было получено после очистки, поступает в основную магистраль системы смазки и далее по ней распространяется к месту его использования.

При помощи центробежного масляного фильтра можно эффективно удалять загрязнения с масла, обеспечивая его чистоту и защиту двигателя. В таких условиях они особенно полезны для использования в местах, где присутствуют значительные объемы грязи и пыли, такие как строительные площадки или сельское хозяйство. Система смазки в тяжелой технике требует регулярной проверки и обслуживания центробежных масляных фильтров.

Особенности обслуживания

Как правило, замена масляного фильтра, также известного как фильтрующий элемент, производится одновременно с заменой масла. Хотя это не обязательное условие. В соответствии с рекомендациями производителей, замена масла и фильтра должна производиться каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше всего делать это чаще, чем через семь тысяч километров. При эксплуатации автомобиля в сложных условиях или использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.

Для легковых автомобилей считается оптимальным, если фильтр удерживает 50% твердых частиц размером свыше 45 микрометров или 0,05 миллиметра.

Для того чтобы точно определить срок замены, необходимо учитывать тип и марку масляного фильтрующего элемента. Неоригинальные комплектующие обычно имеют более короткую срок службы, и иногда замена поддельного масляного фильтра может потребоваться уже через 2-3 тысячи километров. Основная проблема — качество фильтрующего элемента, на котором производители пытаются экономить. Оригинальные масляные фильтры стоят дорого, однако они также прослужат гораздо дольше, обеспечивая надежную фильтрацию масла и защиту двигателя.

Чтобы заменить масляный фильтр на двигателе, иногда необходимо снять его. Это может быть сложным заданием из-за того, что уплотнительное кольцо может «прилипнуть» к картеру двигателя под воздействием высоких температур. Для решения этой проблемы есть специальные инструменты:

  • Специальная накидная головка. Оптимальный вариант, так как она имеет точные габариты и обеспечивает надежное снятие фильтра.
  • Накидной ключ. Он имеет подвижный округлый захват с зубьями.
  • Ключ в размер. Хомут округлой формы с фиксированными зазубринами, подходящими к определенной модели фильтра.
  • Ключ-краб. Универсальный вариант с тремя ножками, которые обхватывают и фиксируют корпус фильтра.

Кроме ключей, также могут применяться съемники ленточного и цепного вида, которые обматываются вокруг корпуса и крепко затягиваются. В отсутствие специальных инструментов есть другие способы снять масляный фильтр без использования ключа:

Применение веревки или ремня: фильтр обматывается веревкой или ремнем, а затем к рычагу, к примеру, отвертке или гаечному ключу привязывается другой конец веревки. При помощи рычага для откручивания фильтра можно снять фильтр, после чего он будет готов к использованию.
Применение отвертки и молотка: этот способ подходит для одноразовых фильтров. Корпус фильтра можно пробить отверткой и использовать в качестве рычага для откручивания.

Следует помнить, что в процессе использования этих методов необходимо быть осторожным, чтобы не повредить корпус фильтра или другие компоненты двигателя. Потребуется приобрести специальный инструмент для безопасной и эффективной замены масляного фильтра.

Соблюдение нормального состояния масляного фильтра, предназначенного для очистки моторного масла, играет ключевую роль в обеспечении надлежащей работы и продолжительного срока службы автомобильного двигателя. По этой причине не стоит забывать о своевременной замене фильтра и использовании оригинальных запасных частей. Это обеспечивает эффективную фильтрацию и защиту двигателя от вредных примесей, а также способствует его бесперебойной работе и долговечности. Оригинальные запчасти имеют высокое качество и соответствуют спецификациям производителя, что обеспечивает оптимальную производительность двигателя и надежность системы смазки.

Пролистать наверх