Одним из популярных типов моторных масел является 10W-40, которое отличается своими особыми характеристиками, позволяющими ему использоваться в любых условиях и в различных типах двигателей. В ассортименте моторных масел, представленных на рынке, можно найти продукты с разными базовыми основами, дополнительными компонентами и характеристиками, позволяющие подобрать оптимальный вариант для конкретного двигателя.
Важнейшим показателем моторных масел является их вязкость. Международный стандарт SAE, разработанный сообществом автомобильных инженеров, основывается на различных показателях вязкости. Температурный диапазон, при котором масло сохраняет свои характеристики, также влияет на его класс.
Масло с маркировкой 10W-40 расшифровывается следующим образом:
- Аббревиатура масла, как зимнего. Указывается буквой «W».
- Минимальная температура, при которой масло выполняет свои функциональные обязанности без потери качества, составляет -25°С. Эти параметры обозначает цифра 10. Применение при более низких температурах может увеличить вязкость или привести к замерзанию.
- Числовой идентификатор – 40, означает максимальный температурный показатель, при котором смазка обеспечивает надёжную защиту двигателя. В этом случае, температурный предел составляет +40°C. В более жарком климате вероятно снижение вязкости, что приводит к снижению защитных свойств масла.
Состав и виды минерального масла 10W40
Моторное масло 10W40 состоит из основы и пакета активных присадок, выполняющих очищающую, антикоррозионную, диспергирующую и смазывающую функции. Масляные основы можно разделить на три основных типа: минеральные, синтетические и полусинтетические. Их отличительные черты заключаются в способе производства.
- Минеральные масла имеют в своей основе очищенные нефтепродукты. Добавление активных добавок позволяет им соответствовать всем необходимым требованиям. Минеральное масло использовалось в качестве смазки для двигателей внутреннего сгорания в автомобилях с момента изобретения автомобиля. Первоначально они были основными смазочными материалами, используемыми в двигателях. По мере роста и развития автомобильной промышленности, были представлены синтетические смазочные материалы, которые обеспечивают улучшенные характеристики, но минеральные масла по-прежнему широко используются в автомобилях и сегодня из-за их широкой доступности.
- Синтетические масла имеют основу, полученную путем синтеза нефтепродуктов в лабораториях. Изменение состава на молекулярном уровне приводит к максимальному повышению производительности. Добавление присадок делает эти масла пригодными для использования в высокотехнологичных двигателях современных автомобилей. Синтетические масла были разработаны в качестве альтернативы минеральным маслам и обладают улучшенными характеристиками по сравнению с минеральными маслами, такими как повышенная защита двигателя, лучшая топливная экономичность и улучшенная вязкость при экстремальных температурах. Синтетические масла производятся с использованием химических процессов, а не из сырой нефти, как минеральные масла, что придает им более стабильные и контролируемые свойства.
Полусинтетические масла содержат около 70% минеральных веществ, а остальную часть составляют синтетические масла с активными присадками. - Полусинтетические масла, также известные как смешанные синтетические масла, были разработаны как компромисс между минеральными и полностью синтетическими маслами. Они изготавливаются путем смешивания синтетического масла с традиционным минеральным маслом, чтобы обеспечить некоторые преимущества синтетических масел по более низкой цене. Полусинтетические масла завоевали популярность благодаря своей способности обеспечивать улучшенные характеристики по сравнению с минеральными маслами. Сегодня полусинтетические масла широко используются в различных транспортных средствах и считаются хорошим выбором для водителей, которые хотят улучшить свои характеристики по сравнению с минеральными маслами, но не хотят переплачивать за полностью синтетические масла.
При выборе базы масла 10W-40 следует учитывать многие факторы. Минеральные смазки рекомендуется использовать в старых автомобилях с большой выработкой, в то время как синтетические масла лучше подходят для новых двигателей. Полусинтетические жидкости являются универсальными. В зависимости от климатических условий и сезона, может потребоваться использовать масла с менее или более вязкими основами. В регионах с низкими температурами рекомендуется использовать синтетические масла, которые легче всего запускаются после длительного простоя. В теплых регионах можно использовать минеральные смазки.
Полусинтетическое масло 10W 40 может использоваться в любых условиях, если оно соответствует температурному диапазону.
Классификация масел 10W40 по системе API
Классификация масел 10W40 по системе API классифицирует моторные масла на 3 класса в зависимости от их качества и предполагаемого использования. Два из них представляют интерес: «S (service)», который охватывает классы качества масла для бензиновых двигателей и в настоящее время включает сорта SL, SM и SN.
- Марка SL используется для автомобилей, выпущенных после 2000 года с многоклапанными турбированными двигателями, соответствующими современным экологическим и топливным стандартам. Может использоваться в транспортных средствах, где более поздний класс не запрещен.
- Марка SM имеет более высокую защиту от окисления и старения компонентов двигателя по сравнению с предыдущей маркой SL. Также возросли требования к свойствам масла при отрицательных температурах.
- Марка SN имеет состав с уменьшенным содержанием фосфатов. Это необходимо для эффективной нейтрализации выбросов через выхлопную систему.
- Марка C применяется преимущественно на коммерческом транспорте с дизельными двигателями. Рассчитана на долгосрочную работу при повышенных нагрузках.
- Марка CI-4 используется для личного транспорта, оснащенного дизельными двигателями. Подходит для любой системы впуска: инерционного или с турбиной.
Положительные и отрицательные стороны
Масла, которые относятся к классу вязкости 10W-40 по SAE, имеют свои преимущества и недостатки. Плюсы: широкий рабочий диапазон температур, что позволяет использовать его в большинстве стран СНГ, за исключением северных районов. Может использоваться круглый год без необходимости сезонных замен. Хорошо работает при повышенных нагрузках. Низкий уровень угара при работе масла. Хорошая восприимчивость к температурным перепадам климата.
Для выбора подходящей автомобильной смазки можно выбрать масляную основу – минеральная, синтетическая, полусинтетическая – и необходимый класс по спецификации API. Одним из самых популярных классов вязкости является 10W-40. Его не рекомендуется использовать при минимальных температурах ниже -25°C. Общие плюсы и минусы данного масла могут меняться в зависимости от производителя, технических характеристик ДВС, климатических условий и эксплуатации автомобиля. Масло 10W40 широко распространено и имеет хорошие эксплуатационные характеристики.