Насос системы охлаждения (помпа): устройство и принцип работы

Чтобы охлаждающая система двигателя машины работала надежно, необходимо использовать центробежный насос, также известный как помпа. Данный насос может иметь в наличии два вида привода: механический либо электрический. Если помпа не функционирует корректно, то охлаждающая система перестанет функционировать. Это в конечном итоге чревато перегревом двигателя.

Насос системы охлаждения (помпа)

Из чего состоит насос?

Основными компонентами помпы являются корпус, ротор, крыльчатка, шкиф, водяной насос, статор, уплотнители и прокладки. Корпус достаточно сложной формы и, как правило, для производства используются сплав алюминия. В нём имеется пара патрубков, один из которых всасывающий, а другой напорный. Они подключаются к магистралям, которые движутся от радиатора и рубашки охлаждения двигателя соответственно. Вал помогает передавать вращение от привода к крыльчатке, имеющей специальную форму лопастей, отвечающей за нагнетание охлаждающей жидкости. Приводной шкив также служит для передачи движения к крыльчатке.

Огромное значение имеют уплотнители. Другое их название — сальники. Они дают возможность избежать возможной утечки охлаждающей воды в местах, где помпа крепится к шоссе. Наконец, подшипники обеспечивают правильную работу вала и крыльчатки, снижают нагрузку на приводной механизм, а также уменьшают шум и вибрацию.

Помпа охлаждающей системы двигателя расположена между радиатором и рубашкой, как правило, в передней части мотора. Раньше для охлаждения двигателя использовалась очищенная вода, поэтому насос получил название помпы водяного охлаждения двигателя. В настоящее время для этих целей используются водные растворы с ингибиторами коррозии и антифризы с этиленгликолем в составе.

Помпа охлаждения двигателя: основной принцип работы

Основной функцией помпы охлаждающей системы является перемещение воды через систему охлаждения двигателя для контроля его температуры. Помпа обеспечивает постоянную циркуляцию антифриза через радиатор, двигатель и прочие составляющие системы, чтобы принимать избыточное тепло от двигателя и передавать его через радиатор в атмосферу.

Когда машина заводится, привод насоса через ременную передачу и вал начинает вращаться. Вал коленчатого вала соединен со шкивом, на котором установлен ремень. Ремень передает вращение на приводной вал насоса. Когда вал коленчатого вала вращается, приводная система помпы воды начинает работать, через которую циркулирует охлаждающая жидкость.

Охлаждающая жидкость перекачивается посредством радиатора и перекачивается назад в охлаждаемый двигатель. При этом создается вакуум, благодаря чему жидкость всасывается в помпу из радиатора охлаждающей системы. Затем вода перемещается по периметру лопастей крыльчатки помпы, которая запускается двигателем. Они создают разрежение внутри помпы, что приводит к всасыванию воды внутрь.

Далее жидкость перемещается по насосной камере и вытекает через выходное отверстие помпы. Таким образом, помпа используется для перекачивания жидкостей из одного контейнера в другой или для создания давления в системе. Под высоким давлением она поступает по контуру, охлаждает узлы двигателя и отводит тепло. Далее жидкость снова поступает в радиатор, охлаждается и всасывается насосом для следующего цикла охлаждения.

Какие бывают насосы?

Как правило, в современном автомобильном производстве насосы системы, отвечающие за охлаждение, имеют примерно аналогичное устройство, но могут обладать другим типом привода, а также назначением. Насосный привод бывает двух типов: механическим или электрическим. Тип зависит от того, соединен ли вал помпы с коленвалом либо распредвалом посредством ременной передачи либо запускается отдельным электрическим двигателем, контролируемым ЭБУ.

В зависимости от своего назначения, насос охлаждающей жидкости бывает главным или дополнительным.

Главный насос отвечает за прямую перекачку воды в системе, а дополнительный может использоваться для дополнительного охлаждения в условиях знойного климата, для уменьшения температуры отработавших газов, охлаждения турбокомпрессора либо двигателя после остановки. Как правило, дополнительный насос запускается отдельным электрическим двигателем. Срок службы насоса может зависеть от типа устройства его корпуса. Разборные насосы, которые используются в отечественных машинах, дают возможность производить ремонт и промывку помпы.

Во многих странах производители автомобилей перешли на изготовление неразборных изделий, что делает замену помпы двигателя довольно дорогостоящей процедурой. Поэтому необходимо заменять их только после пробега 60 000 км. При установке нового насоса следует также заменить приводной ремень. Кроме того, есть отключаемые насосы, которые дают возможность экономить топливо и быстрее прогревать двигатель.

В случае неисправностей помпы полная работа системы будет прекращена. Это может негативно сказаться на работе двигателя. Одна из наиболее распространенных неисправностей насоса — износ уплотнителя (сальника), который может спровоцировать утечку охлаждающей жидкости. При неисправности рабочего колеса насоса можно столкнуться с проблемой нагнетания жидкости. Это обусловлено тем, что давление начинает снижаться или вовсе останавливается.

Это может привести к проблемам с функционированием системы, которая работает на насосе. Необходимо немедленно заменить поврежденное колесо насоса, чтобы избежать дополнительных проблем и обеспечить нормальное функционирование системы. Заклинивание подшипников также может привести к ряду проблем, таких как ухудшение смазки и нестабильная работа помпы.

Люфт между крыльчаткой и валом насоса может привести к другим неисправностям. Химическая коррозия, вызванная использованием низкокачественных жидкостей, также может привести к неисправным деталям насоса. Кавитация, вызванная пузырьками воздуха, может также привести к разрушению деталей изнутри. Загрязнение насосной системы является причиной его неисправности. Разрушение подшипников проявляется характерным свистом, и их замена может оказаться сложной задачей.

Обрыв ремня привода может случиться в результате использования слабого ремня либо его несвоевременной замены. Если система охлаждения двигателя не работает более пяти минут, возможен перегрев двигателя, который может привести к серьезным повреждениям. Необходимо устранять любые небольшие неисправности охлаждающей системы, чтобы избежать проблем в будущем. Также важно регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, и если есть необходимость — доливать ее. Необходимо следить за работой термостата и термостатических клапанов, обеспечивая своевременную замену или ремонт при необходимости.

Если вы заметили, что двигатель начал перегреваться, сразу остановите машину на безопасном месте и выключите двигатель. Никогда не пытайтесь продолжать ездить на перегретом двигателе, это может привести к серьезному повреждению. И наконец, для поддержания оптимальной работы системы охлаждения регулярно производите техническое обслуживание автомобиля и следите за его состоянием в целом.

Пролистать наверх