Опора (подушка) двигателя: виды, устройство и принцип работ

Во время работы любого типа двигателей наблюдаются динамические вибрации, распространяющиеся по всей поверхности кузова и передающиеся в салон авто. Это может стать причиной дискомфорта водителей и пассажиров. Избежать этого позволяют опоры (подушки) двигателя. Также эти элементы выполняют функцию фиксации двигателя и защищают от деформации во время движения автомобиля.

Опора (подушка) двигателя

Описание и функции опоры двигателя

Опоры двигателя представляют собой особые узлы, на которых крепятся на раме, подрамнике или кузове транспортного средства двигатель и коробка передач. Опору изготавливают из прочной стали, оснащая места стыков резиновыми подушками. Это позволяет добиться особой прочности и высокой износостойкостью узла, что существенно повышает его срок службы. Благодаря резиновым подушкам удается гасить колебания, которые производит работающий двигатель.

Амортизация двигателя еще одна функция опоры. Благодаря этому удается избегать механических повреждений при наезде на неровности.

Основные функции опор двигателя:

  • гашение ударов и толчков, возникающих во время движения автомобиля;
  • обеспечение высокой виброизоляции салона на холостом ходу;
  • уменьшение износа деталей узла за счет надежной фиксации двигателя при движении транспортного средства.

Количество и расположение опор двигателя

Большинство автомобилистов не интересуются расположением опор, пока не сталкиваются с сильной вибрации во время работы двигателя. В этом случае невозможно не обратить внимания на данную деталь, хотя ее не всегда видно под капотом. В большинстве случаев видна лишь верхняя опора.

При определении количества подушек мотора и их расположении, прежде всего, руководствуются массой и положением двигателя в моторном отсеке. Вторым полагающим моментом является тип кузова автомобиля.

В большинстве случаев силовая установка крепится на 3-4 опоры. При этом наиболее распространенным типом фиксации является трехточечная. Она встречается практически у всех производителей транспортных средств. Независимо от вида и метода крепления, фиксация должна быть максимально надежной. Только в этом случае удастся избежать значительных смещений двигателя в процессе эксплуатации транспортного средства.

Помимо мотора резинометаллические опоры удерживают и трансмиссию. Поэтому необходимо различать опоры коробки передать и силового агрегата.

Типы опор мотора

В зависимости от модели автомобилей производители разрабатывают различные виды опор двигателей, учитывая при их создании необходимый уровень жесткости. Если резина подушек будет недостаточно жесткой, то избежать сильного раскачивания двигателя при езде не удастся.
В настоящее время опоры моторы разделяют на два типа:

  • гидравлические;
  • резинометаллические.

Как правило, «резиновые подушки» можно встретить на автомобилях отечественного производства или устаревших иномарках. Они отличаются достаточно простой конструкцией, низкой себестоимости и качественным выполнением своих функций.

Гидравлические подушки приобрели популярность лишь в последние годы. Их устанавливают на современные автомобили иностранного производства. Детали этого вида отличаются большим удобством использования, высокой износостойкостью и большей эффективностью работы.
Гидравлические опоры бывают нескольких видов:

  • механические;
  • электронные;
  • динамические.

Первые динамические опоры разработаны инженерами компании Porsche. В 2011 году после ряда испытаний они были установлены на новую модель спорткара данного бренда.

Устройство и принцип работы опор двигателя в зависимости от их типа

Независимо от вида подушек и особенностей их конструкции, принцип работы остается неизменным – производится гашение толчков и фиксация двигателя.

Но в зависимости от своего вида они имеют некоторые особенности:

Резинометаллические подушки имеют довольно простую конструкцию: между двумя соединенными металлическими деталями расположена определенного вида подушка, имеющая уровень жесткости, соответствующий конкретной модели автомобиля. Усовершенствованная модель конструкции имеет дополнительные буферы, которые смягчают удары, а также пружину, увеличивающую жесткость детали. В последнее время вместе с резиновыми элементами появились полиуретановые аналоги, отличающиеся повышенной износостойкостью. Благодаря резине вибрирующий двигатель не только надежно зафиксирован, но и имеет некоторое пространство для движения, что и позволяет снизить колебания. Полиуретановые подушки двигателя, как правило, устанавливают на спортивные автомобили, так как болиды развивают более высокую скорость. Им необходима конструкция, имеющая повышенную жесткость.

Гидравлические опоры – современный вариант крепления. Их принцип работы имеет много общего с обычными амортизаторами. В данном случае колебания гасятся за счет рабочей жидкости, свободно перетекающей из одного отсека в другой. Жидкость имеет более высокую динамику, что позволяет быстрее снимать колебания мотора. Активная гидроопора имеет камеру с гидравлической жидкостью. От классической гидравлической опоры она отличается своим строением – ее дно изготовлено из особой мембраны, перемещающейся по сигналу блока управления двигателя. Таким образом происходит настройка характеристик агрегата под режим работы двигателя.

Гидроопоры могут быть трех типов:

  • Механические. Создаются отдельно для каждой модели автомобиля, так как основной функции детали будет шумоизоляция на холостом ходу или же демпфирование на высоких скоростях.
  • Электронные. Данный тип опор позволяют регулировать жесткость детали во время движения транспортного средства с помощью электроники. В этом случае удается добиться большего комфорта и во время движения и на холостом ходу. Это происходит за счет повышения или снижения жесткости опоры.
  • Динамические. В основу этого вида опор лежит электромагнитное воздействие. В таких узлах используется специальная магнитная жидкость, в состав которой входят особые намагничиваемые частички металла. Такая жидкость может изменять коэффициент вязкости, за счет чего происходит изменение жесткости всей конструкции.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются гидравлические опоры, но и резинометаллические также не утратили своей актуальности. Независимо от вида опор двигателя производители автомобилей предупреждают, что следует избегать старта на высоких скоростях, а также стремительного преодоления неровностей на дорогах. Несоблюдение этого правила может привести к поломке «подушек».

Пролистать наверх