Трансмиссионные и моторные масла, разнообразные жидкости на основе нефтепродуктов, пластичные смазки относят к смазочным материалам. Они представляют собой необходимое вещество для нормального функционирования практически любого механизма. Смазки нужны не только для обработки деталей, которые подвержены трению, но и выполняют другие важные функции.
Что входит в состав пластичной смазки?
Сравнивая с обычными машинными маслами с двухкомпонентным составом на базе минерального или синтетического масляного продукта, пластичные смазки отличаются дополнением третьего компонента, а именно специального загустителя, который и ответственен за образование пластичной структуры. Именно благодаря загустителю формируются необходимые полезные свойства.
Как производят пластичную смазку?
В состав пластичной смазки входят три главных составляющих – масло, присадок и загуститель. В качестве базового масло используется синтетическое или минеральное масло с различным уровнем вязкости. Для присадок применяют следующие компоненты и модификаторы трения:
- Антиоксиданты.
- Противоизносные вещества.
- Ингибиторы коррозии.
- Твердый материал в виде графита, дисульфита и молибдена.
В состав загустителя входят следующие вещества:
- Литиевый или натриевый загуститель, в составе которого присутствуют жирные кислоты и гидроксид металла.
- Мыло на основе соединения жирных кислот и гидроксида металла.
Чтобы регулировать уровень густоты самого загустителя добавляется модификатор. Он способен воздействовать на сам загуститель, делая его более жидким или густым. Главные характеристики смазки: уровень адгезии, температурная устойчивость, стойкость к жидкости, механическая прочность, проявляются благодаря свойству загустителя. Именно от этого свойства загустителя зависят свойства итогового продукта – пластичной смазки, и в какой сфере она будет применена.
Основные функции пластичной смазки
Главной функцией пластичной смазки является снижении трения между поверхностями деталей, которые в процессе работы взаимодействуют друг с другом. Ее можно сравнить с масляной обработкой. Но это не единственная ее функция. Отличительной особенностью данного материала приятно считать, что благодаря свойствам загустителя она способна вбирать в себя базовое масло в состоянии покоя, и выделять его из своей структуры при механическом воздействии. Все свои свойства пластичная смазка проявляет в зависимости от типа загустителя, который был использован в ее производстве.
При обработке узла трения смазкой, например, подшипник в автомобиле, то не сама смазка обрабатывает его, а её базовое масло, которое исходит изнутри самой структуры. Как только узел начинает функционировать, образуются внутри него механические нагрузки.
В качестве примера можно взять тот же самый подшипник, при его оборотах ролики или шарики начинают прокатываться по телам качения, создавая механическую нагрузку. Именно при таком условии смазка подвергается механическому воздействую.
Загуститель имеет свойство увеличиваться (расширяться), что приводит к выделению из пор базового масла, которое и смазывает необходимую поверхность смазкой. Как только подшипник перестает крутиться, загуститель обратно впитывает в себя масло.
Точным сравнением с загустителем можно привести губку. При ее надавливании вещество внутри нее выходит наружу, а если перестать нажимать, то она впитывает это вещество обратно.
Основные разновидности пластичных смазок
На сегодняшний день имеется 5 распространённых типов смазок:
- Первый тип приобретается для защитных действий от износа деталей.
- Второй тип направлен на герметизацию подшипников, чтобы в узлы не попали посторонние вещества, жидкости.
- Третий тип защищает от кавитации, убирает вибрацию и шум во время трения.
- Четвертый тип защищает от коррозии.
- Пятый тип оберегает от ударных нагрузок.
Плюсы и минусы пластичной смазки
Пластичная смазка очень популярна благодаря своему огромному количеству преимуществ по сравнению с другими смазочными материалами. К основным положительным сторонам относят такие характеристики, как:
- Смазка быстро и легко обрабатывает узел трения в течение долгого периода времени, при этом не теряет свой свойства. Максимально защищает деталь.
- Она имеет высокие показатели липкости, отлично схватывается с поверхностью, не стекает. Смазка обеспечивается в любой момент, нет необходимости постоянно добавлять смазочный материал.
- Отлично подавляет любые вибрации и шум. Она превосходно справляется с вибрацией при ударных воздействиях.
Несмотря на свои преимущественные характеристики пластичная смазка имеет некоторые минусы:
- У нее полностью отсутствуют охлаждающие свойства. Если масло немного способно охладить узел, то пластичная смазка никаким образом этого не делает, поэтому ее не стоит применять там, где имеются повышенные температуры, требующие незамедлительного охлаждения.
- Не очищает узлы. Если по каким-либо причинам узел загрязнился, то пластичная смазка не удалит их. Загрязнение будет накапливаться до тех пор, пока деталь просто не выйдет из строя. Потребителю придется поменять деталь на новую.
- Есть лимит по прокачиваемости. Смазочный материал можно нормировать по показателю прокачиваемости. Чем он гуще, тем труднее он проходит по каналам туда, где необходима смазка.
Также пластичные смазки подразделяют на разновидности по составу:
- Солидол – кальциевая смазка, востребованная благодаря универсальности и небольшой цене. Он используется для обработки узлов трения, консервации, так как имеет водоотталкивающие свойства.
- Графитная смазка – по составу схожа с солидолом, но имеет повышенные термоустойчивые и антифрикционные свойства. Графитная смазка отлично справляется с высокими температурами. Довольно часто ее используют для высоконагруженных узлов.
- Литиевые смазки применяются почти для всех узлов. Отлично предохраняет любые детали. Универсальный смазочный материал широко востребован среди потенциальных покупателей благодаря своим полезным свойствам.
Пластичные смазки заменяют те смазочные материалы, в состав которых входят обычные масла, так как иногда применение второго невозможно по техническим характеристикам. В целом, пластичные смазки имеют огромное количество полезных свойств, которыми не обладают простые смазочные материалы. Данный тип смазки универсален и подходит абсолютно ко всем деталям.