Почему быстро разряжается аккумулятор автомобиля: причины, что делать

Сердцем автомобиля принято считать двигатель, однако главный мотор железного коня не способен запуститься без исправного АКБ. Аккумулятор можно назвать расходником. Срок службы варьируется. В среднем он составляет не больше 5 лет, в редких случаях — 7 лет. Но это возможно только при бережном его использовании. Так что, редко можно встретить водителя, который не сталкивался с вопросом: «Почему АКБ автомобиля быстро теряет заряд?». Одни обнаруживают проблему неожиданно, другие заботятся о работе аккумулятора заранее.

Почему быстро разряжается аккумулятор автомобиля: причины

Причины у быстрого разряда АКБ машины могут быть разные. Батарея не держит напряжение, как правило, из-за утечки тока, выхода из строя, а также нарушения условий эксплуатации. Зачастую автовладельцы замечают проблему после простоя. Необходимо измерить напряжение, оно не должно падать ниже 13 В после 12 часов неактивности.

В первую очередь нужно разобраться почему АКБ начал подводить. Часто секрет банален: забывчивость водителя. Вспомните, не оставляли ли Вы незаведённую машину с включёнными фарами, магнитолой или зарядными устройствами. При этом, если аккумулятор был новый, то проблема решается легко. Достаточно полностью зарядить АКБ. Это можно сделать, сняв устройство и оставить его питаться энергией на 9 часов.

Может быть и так, что автомобильный аккумулятор быстро разряжается и при этом также скоро разряжается. Такое поведение означает не что иное, как уменьшение ёмкости батареи. Это характерно для АКБ старше 5 лет, то есть может происходить из-за естественного износа. Использовать такое устройство не рекомендуется.

Причина быстрого разряда аккумулятора машины возможно кроется в образовании сульфата свинца, который со временем не растворяется. Кислотно-свинцовые батареи подвержены сульфатации. На пластинах скапливается соль, трескается и осыпается мастика. Пластины с положительными и отрицательными значениями замыкаются.

Аккумулятор не способен сохранить заряд при низком уровне и плохом состоянии электролита. Пластины как раз погружают в электролит. Раствор обеспечивает работу электрохимических процессов, в результате которых и образовывается электричество.

Что такое электролит?

Вещество представляет из себя смесь серной кислоты и чистой воды. Если плотность выше нормы, то батарея может сильно перезаряжаться. Соответственно, из-за пониженного уровня плотности АКБ машины будет не хватать заряда. Оптимальная плотность составляет около 1,835.

  • Если аккумулятор обслуживаемый, то нужно периодически проводить проверку уровня электролита. Ёмкость раствора зависит от объёма энергоприбора.
  • Определить уровень вещества можно с помощью пластиковых язычков, обычно они располагаются между пробками. Проверку проводят опусканием в банки на длину 5 мм.
  • Также на банках батареи есть отметки с минимальными и максимальными значениями, состав должен находиться между этими показателями.
  • Современные АКБ часто снабжены специальными датчиками, которые оповестят о низком уровне электролита.

Существует способ узнать уровень вещества «по старинке». Для этого понадобится небольшая чистая трубочка. Перед проверкой необходимо протереть корпус устройства и после — открыть все банки батареи. Сам процесс незамысловат. Нужно опустить трубочку в банку под углом в 90 градусов до момента соприкосновения с пластиной. Сверху трубочку надо зажать и вытащить. Нормальный уровень составляет 10-20 мм. Для измерения длины подойдёт обычная линейка. Производить данные действия необходимо со всеми банками отдельно.

  • Если вы обнаружили, что уровень электролита ниже нормы, то, скорее всего, проблема может быть в нарушенной герметичности аккумулятора. Раствору свойственно испаряться или выкипать. Долив жидкости не всегда решит проблему. Это касается, в первую очередь, старых батарей.
  • Быстро садиться АКБ может из-за короткого замыкания. Один из симптомов — выкипающий электролит, он меняет цвет на чёрный, это значит, что уровень понижен. Определить это можно с помощью вольтметра. Дополнительно понадобится нагрузочная вилка. Благодаря этому через транзитные узлы в коммуникационной сети удастся создать связь абонентов. Иными словами, она создаст имитацию запуска мотора.
  • При проверке АКБ нагрузочной вилкой стоит разобраться в нюансах. В первую очередь, аккумулятор машины должен быть отсоединён от зарядного устройства, клеммы сняты. Нужно также, чтобы со времени последней поездки прошло не меньше 7 часов. Оптимально проводить проверку утром после ночного простоя. Большинство НВ рассчитаны на работу с батареями на 12 и 24 В. Есть также модели с диапазоном напряжения от 0 до 15 В и от 0 до 16 В. В состав данного приспособления входит нагрузочный резистор сильной мощности, штырь, щуп и встроенный вольтметр. В выход с плюсом необходимо скоммутировать провод с большим сечением, а минусовой выход соединить с металлическим штырём, который распологается обычно сзади корпуса. С другой стороны должен быть зажим для подключения нагрузочной вилки и автомобильного аккумулятора. Чтобы запустить спирали сопротивления сзади фиксируются гайки. Каждую банку необходимо проверить отдельно, напряжение должно быть выше 1,7 В. Если же параметр упал ниже — возможно на дне банки образовался свинец или шлам. Однако, в этом случае причину неисправности можно уже не искать, т.к. возродить замкнувший АКБ, скорее всего, не получится и придётся полностью его менять.
  • У обследования батареи посредством НВ есть ряд ограничений. У каждого изготовителя нагрузочных вилок существуют свои рекомендации. Необходимо внимательно изучить прилагающуюся инструкцию. Проводить проверку нужно с учётом температуры. Подавляющее большинство таких приборов рассчитано на работу, когда за бортом не меньше 1 градуса Цельсия и не выше 35. Однако, если аккумулятор только что принесён с улицы — ему нужно время для прогрева. Лучшим решением станет тестирование батареи при 20 градусах или больше. Перед подключением НВ обязательно убедитесь в исправном состоянии креплений контактов, это обеспечит верные результаты анализа. Измерять питание нужно не дольше 10 секунд, иначе батарея рискует получить излишнюю нагрузку и потерять очень много энергии, при этом сам тестер может перегреться. Нельзя забывать и о собственной безопасности. При такой работе можно повредить руки, потому что спирали устройства в действии сильно нагреваются.
  • Новая или заряженная батарея тоже не всегда означает 100 % успеха в решении проблемы. Проблема может быть в генераторе. Логика проста: устройство не поставляет аккумулятору необходимое количество энергии. Чтобы выявить такую неисправность — нужно проверить состояние реле генератора мультиметром. Напряжение, напомню, должно быть не меньше 13 В. Если показатель ниже — возможно порвался, деформировался или недостаточно натянут ремень генератора, сломался регулятор напряжения или диодный мост, повредились или отошли провода.
  • Если мультиметра под рукой нет — проверку можно провести световым тестом. Эффективнее будет делать это ночью или в помещении без света. Включите фары в стандартном режиме и попробуйте запустить двигатель. Активируйте все энергопотребляющие устройства: от кондиционера до подогрева сидений. Сразу после этого обратите внимание на то, как работают фары, они не должны тускнеть.
  • Даже новая АКБ с высокой ёмкостью может терять ток после того, как окислились токопроводящие выводы. Чтобы выявить данную неисправность достаточно оценить внешний вид батареи. На клеммах появляется характерный слой металлов соли. Как правило, это объясняется скоплением испарений электролита. Вещество выходит через трещины в проводах. Причём случается это не только при сильной разрядке аккумулятора, но и при его интенсивной зарядке. Если налёта больше на клемме со знаком «минус», то АКБ не хватает энергии. Если сильнее окислились плюсовые кабели, значит виноват перезаряд.
  • Воровать драгоценную энергию может нештатная магнитола. Утечка тока происходит из-за неправильно установленного дополнительного оборудования в автомобиле. Например, если кабели питания и активации были подключены напрямую к 12 В. В этом случае неродной прибор забирает много энергии даже при выключенном двигателе. К такой мере прибегают, как правило, чтобы при остановке настройки не сбивались. В итоге стремление достичь удобства оборачивается более серьёзными проблемами. К слову, такая ситуация может возникнуть при неверной установке охранной системы.
  • Токовые потери батареи нередко происходят вследствие нарушений изоляции электрической проводки. Выявить данную проблему можно после диагностики. Её проводят, например, специальным диагностическим стендом, вольтметром или омметром. Также можно сделать компьютерную диагностику. Для такого способа понадобится сигнальная лампа или мультиметр. Прибор считает коды ошибок и покажет состояние бортовой сети, в которой зачастую слабым местом являются предохранители. Эти элементы защищают электрическое оборудование автомобиля и не восстанавливаются, а подлежат замене.
  • Проблемы с электрической проводкой могут возникнуть из-за плохого заземления. У электролинии однопроводная схема. Минус соединяется с цепью массы. Неисправность возникает, например, из-за разрушения контактов. Чтобы узнать о такой неполадке используют мультиметр. После отключения аккумулятора один из щупов устройства нужно подключить к кузову машины, другой — к соединению электрической проводки. Полученные показатели необходимо сравнить с теми, что указаны изготовителем в технических параметрах.
  • На работоспособность аккумулятора влияют также погодные условия. Батарея хуже справляется со своими функциями в холод и при повышенной влажности. В морозы чаще на дорогах и во дворах можно встретить несчастных автовладельцев, прикуривающих своих железных коней. Сильные дожди тоже способны вывести из строя АКБ. Клеммы из-за большого количества влаги в это время могут быть покрыться коррозией. Очевидно, что сухие кабели лучше всего справляются со своей задачей. При этом дьявол кроется именно в изменениях эксплуатации машины. Не секрет, что во время непогоды изменяется характер управления автомобилем. Из-за ухудшения видимости водитель может двигаться медленнее. Если это происходит продолжительное время — двигателю станет недостаточно оборотов, которые важны для самоподзарядки устройства. При этом нагрузка, как правило, повышается за счёт использования дополнительных функций: включённых электроочистителей стёкол, кондиционера, противотуманных фар, обогрева сидений и т.д. Влияет даже частое торможение, из-за которого срабатывают лампы стоп-сигнала.
  • Автомобильный АКБ может быстро терять заряд, если не соблюдается чистота. Вывести прибор машины из строя способна даже грязь на поверхности. Под капотом скапливается пыль, масло, влага и т.д. Всё это образовывает слой, который мешает проведению тока. Логично, что в таких неблагоприятных условиях батарея, как правило, тратит больше энергии. Тем самым устройство сильнее изнашивается и быстрее теряет свою ёмкость.
  • Одна из самых неочевидных причин быстрой потери заряда АКБ является неправильная установка самого прибора. Если аккумулятор плохо закреплён, то вывести его из строя может банальная неровность на дороге. Длительное использование батареи в таких условиях может привести к сильным повреждениям. Для устранения проблемы можно самостоятельно проверить разболтанность устройства или обратиться в ближайший сервис.
  • Можно увеличить срок службы АКБ автомобиля. Желательно не совершать короткие поездки. Т.к. это сильная нагрузка на аккумулятор. Батарея тратит энергию на работу двигателя и сопутствующие приборы, при этом за малое количество времени не успевает достаточно самозарядиться к следующему запуску. Устройство изнашивается, уменьшается ёмкость. Следует следить за уровнем и состоянием электролита. Профилактика и техническое обслуживание поможет увеличить ресурс АКБ.

Также если вы знаете заранее, что машина будет продолжительное время простаивать без движения, — стоит снять батарею автомобиля. Отдельно стоящее дома устройство сохранит свою ёмкость.

Пролистать наверх