Почему скрипят колодки при торможении на автомобиле: основные причины, что делать

После установки новых тормозных колодок нередко отмечается скрип тормозов. Также это неприятное явление наблюдается при постоянном активном пользовании транспортным средством. Тормоза могут скрипеть долго. Однако сама работа узлов автомобиля от этого никак не меняется. В этой статье рассказано о том, что вызывает скрип во время торможения транспортного средства, и как избавиться от него.

Почему скрипят колодки при торможении на автомобиле: основные причины

Во время работы колодки трутся о диск. Это вызывает вибрацию, отчего и возникает посторонний звук. Различные факторы оказывают влияние на его интенсивность. Среди них колебания поворотного элемента (кулака), точнее, их жёсткость. В процессе сборки автомобиля устанавливаются специальные пластины, препятствующие скрипению.

  • Низкое качество материала. Во время торможения транспортного средства скрип может возникать даже если конструкция всех деталей исправна. Это зависит от материала, из которого изготовлена фрикционная деталь, контактирующая с тормозным диском – накладка. В её состав входит два десятка составных частей. Для снижения себестоимости производители могут использовать дешёвые некачественные материалы. Не следует экономить на этой детали, т. к. исправность тормозов автомобиля обеспечивает безопасность.
  • Производители. Для транспортного средства следует использовать колодки и диски одного производителя. Составные части моторов, изготовленные разными марками, не всегда могут подходить друг другу. Так, если производится установка изделий фирмы ТWR, то необходимо использовать диски этой же марки.
  • Процесс приработки. После установки новых компонентов может возникать скрип. Необходима приработка, чтобы испарился защитный слой, который и вызывает посторонний звук. Если причина в этом, то через некоторое время скрипение исчезнет. На прямой дороге при отсутствии других машин рекомендуется интенсивно затормозить несколько раз. Это поможет быстрее избавиться от скрипа тормозов.
  • Грязь и влага. Попадание на колодки капель воды или частичек грязи также становится причиной скрипа. Так происходит, когда машина проезжает по луже. Попавшие капли воды вызывают неприятные звуки при торможении. После высыхания они исчезнут. Если же попала грязь, нужно очистить её.
  • Износ элементов. На тормозных колодках имеются специальные металлические скобы – «пискуны». Они определяют степень износа составных частей. Когда колодки практически выходят из строя, система начинает скрипеть, или даже «визжать». Если это имеет место, то изношенные части требуется заменить. Однако скрипят не только старые колодки, которые успели износиться. Новые также могут вызывать неприятный звук во время торможения. Так происходит по причине низкого качества крепления индикаторных пластин. Они могут начать соприкасаться с диском раньше времени, отчего и появляется неприятный скрипучий звук.
  • Нагрев системы тормозов. Если диски не вентилируются, то при высоких температурах может появляться скрипение. При интенсивной эксплуатации транспортного средства – часто повторяемых разгонах и торможениях во время сильной жары, диски нагреваются. Поэтому тоже тормоза начинают скрипеть. Однако после охлаждения это прекращается. Скрип автомобильных тормозов появляется также при отсутствии смазки. Во время замены рекомендуется смазывать прижимающие узлы (суппорты) специальными средствами: солидолом, спреями и др. Скрипучий звук, возникающий при торможении ТС, неприятен. Однако он не оказывает никакого влияния на работу системы. Возможно также, что его вызывают другие детали. Тогда требуется проверить систему и очистить от грязи и смазать её подвижные элементы. Вполне вероятно, что после этого она полностью перестанет скрипеть.

Оценка степени износа тормозных колодок

Для начала потребуется определить показатель толщины фрикционных накладок. Она должна соответствовать нормативному значению. Последовательность действий процесса замера следующая.

  • При помощи домкрата автомобиль приподнимается.
  • Соответствующее колесо снимается.
  • Толщина скобы оценивается визуально (через имеющееся в коробке отверстие).
  • Если она ниже 1,5 мм необходимо полностью заменить деталь.

При появлении скрипа требуется осмотреть состояние системы. Если обнаруживается, что на колодках стёрты канавки, или они полностью либо частично изношены, то можно предположить, что скрип вызван состоянием тормозных суппортов. Их тоже нужно менять. Такая процедура должна производиться даже в том случае, когда не везде наблюдается скрип тормозов. От исправности из работы зависит безопасность транспортного средства. Потому необходимо следить за состоянием и вовремя осуществлять замену изношенных элементов.

Если во время торможения скрипят колодки

Чтобы устранить скрип, необходимо точно установить причину, которая его вызвала. В случае сильного износа или неудовлетворительного качества любых составных частей, следует заменить их. На машинах разных марок осуществление этой процедуры может быть неодинаковым. Однако в целом он состоит из следующих этапов.

  • Приподнять автомобиль с помощью домкрата и снять колесо там, где требуется замена.
  • Удалить грязь с тормозного суппорта.
  • После этого сдвинуть его вниз, а затем снять изношенные элементы.
  • Открутить верхний прижимающий палец.
  • При помощи монтировки втолкнуть поршень в полость цилиндра.
  • Вставить новые компоненты вместо старых.

После окончания данного процесса нужно произвести сборку. Новым компонентам потребуется припарка, поэтому сначала торможение не будет достаточно эффективным. Обычно срок припарки составляет 2-3 дня, если транспортное средство эксплуатируется со средней интенсивностью, без повышенных нагрузок. После этого скрип прекращается.

При попадании на поверхность тормозных дисков мелких частичек производить очищение не требуется, т. к. они сами измельчаются, после чего удаляются. Исчезает резкий звук во время торможения. Но когда он возникает на задних барабанных тормозах, производить очистку от грязи необходимо. Чтобы выполнить её, потребуется удалить колесо и тормозной барабан. После этого сжатым воздухом произвести продувание всего механизма полностью. По окончании процедуры все детали следует вновь установить на свои места.
Если тормозной суппорт имеет внешние признаки неисправности, то требуется выполнить дефектовку, т. е. оценку. При подтверждении неисправности компонента он должен быть заменен. Далее выполняется промывка, для этого применяется керосин или бензин. Потом нужно снять закисшие направляющие. Затем поверхность покрывается литиевой смазкой. Далее направляющие устанавливаются на свои места. Пальцы в местах посадки должны быть подвижны и располагаться ровно.

Можно использовать необычный, но эффективный метод для устранения скрипения. Он заключается в создании пропилов. Его используют не только небольшие автомастерские, но и известные автомобильные производители. Сущность данного метода состоит в том, что колебания, возникающие во время торможения автомобиля, меняют частоту за счёт снижения площади поверхности вибрации. В результате посторонние звуки тормозов исчезают. Чтобы добиться высокого эффекта, на поверхности детали в нескольких местах выполняются пропилы. Требуется чёткое представление о том, где их требуется расположить, и как именно они смогут оказать положительное влияние общем на деятельность тормозной системы ТС.

  • Производители автомобилей гарантируют эффективность этого способа для борьбы со скрипом. А при кустарном выполнении нет надёжной гарантии получения желательного результата.
  • Иногда возможно избавиться от скрипящих звуков при помощи смазки. Специальными смесями покрываются направляющие суппорта. Если производилась замена изношенных элементов, то другие также рекомендуется смазать.
  • Нередко автомобильные колодки оснащаются пластинами, препятствующими скрипению. Они вставляются между ней и поршнем. Благодаря этому прилегание к поверхности диска становится плотнее. Поэтому во время торможения не возникает скрип. Если таких пластин не имеется в общем комплекте, возможно отдельно приобрести их.
  • Вибрацию кроме этого снижают колодки, имеющие закруглённые края. За счёт уменьшения усилий, оказываемых на диски, она становится значительно ниже. Поэтому не появляется постороннего скрипучего звука.

Производители колодок

Изготовители основных элементов автомобильных моторов занимают особое место. Компании, которые занимаются производством такого рода продукции, носят название ОЕМ – Оriginаl Еquiрmеnт Маnufастurеs.

Все элементы, которые производятся такими компаниями, оригинальны. Они имеют высокую стоимость. Приобрести их можно обратившись к официальным дилерам. Однако высокая цена оправдана, т. к. качество таких деталей также высокое. Перед тем, как отправиться на конвейерный поток, каждая из них проходит множество тестов в производстве.

Поставщики материалов и запасных частей для автомобилей, которые применяются для обслуживания после продажи, располагаются рангом ниже. Они имеют международное название Аfтеmаrkеt. Такая продукция не проходит столь жёсткий контроль, как в ОЕМ-компаниях. Однако всё же она соответствует действующим в настоящее время стандартам характеристик работы тормозной системы автомобиля.

Эти элементы вполне могут быть представлены на вторичном рынке. Стоимость их при этом ниже, чем оригинальных, производимых компаниями ОЕМ, разница составляет около 30-40%. Следует отметить, что ОЕМ-компании могут поставлять свои изделия на вторичный авторынок, а не только на конвейер. Поставка может осуществляться как через посредников, так и напрямую.
Торговые заведения могут предлагать клиентам изделия от неизвестных производителей. Цена их очень невысокая, иногда она оказывается почти в 5 раз ниже, чем стоимость оригинальных деталей ОЕМ-производителей. Однако надёжность их вызывает сомнение, т. к. в их качестве нет уверенности.

Российские автомобилисты отдают предпочтение следующим производителям тормозных колодок и дисков.

  • Аkеnbоnо, NВK – японская фирма, которая использует инновационные технологии и материалы для производства трущихся компонентов автомобильных моторов.
  • АТЕ – немецкая компания, производитель деталей для ТС, которые отличаются высоким качеством. Их активно используют владельцы спортивных машин, т. к. при интенсивных нагрузках они могут работать без перебоев.
  • Воsch – известный во всём мире производитель, выпускающий в числе прочей продукции также тормозные колодки для автомобилей. Однако в последнее время эту компанию уже нельзя назвать безусловным лидером, как было прежде.
  • Sаmkо – итальянская фирма, которая выпускает множество различных автомобильных деталей, в том числе и с учётом экстремального вождения.
  • ТRW – сеть компаний, включающая такие известные марки как Rеmsа и Luсаs. Детали, произведённые фирмами, входящими в данный холдинг, подходят и для спокойной манеры вождения, и для особо интенсивной езды.
  • SТS – российская фирма. Она предлагает потребителям продукцию средней ценовой категории, отвечающую стандартам качества. Такие детали предназначены главным образом для недорогих автомобилей.

Специалисты проводят опросы пользователей. Их мнение немаловажно, но оно не даёт полного представления. Стандарты, характеризующие качество, должны быть решающими ориентирами при производстве продукции. Формируются они на основе результатов, полученных при испытаниях. Так, в России действуют нормативы, определяющие качество деталей, которые изложены в правилах Европейской экономической комиссии ООН.

Испытания проводятся с применением стендов. Тестирование осуществляется в разных режимах нагрузки. Производятся пробы используемых материалов при разных температурах, скорости движения. А также с разными усилиями, т. е. когда давление в системе гидравлики неодинаковое.

Комплекс циклов FАDЕ, который воспроизводит езду транспортных средств по серпантину, является самым напряжённым из всех режимов. Такое изображение процесса торможения состоит в том, что материал подвергается воздействию усилий для оценки. Это повторяется несколько раз. Интервалы составляют 45 секунд.

Однако точно и подробно воспроизвести режим случайных нагрузок, которые могут возникнуть при особых условиях во время движения, и особенностями езды, всё же не может. Кроме этого, процесс испытаний, проводимый на стендах, имеют временные ограничения. Поэтому объективно оценить материал на предмет долговечности невозможно. Также при этом нет возможности изучить воздействие дорожных реагентов, температуры, осадков. Но эти испытания могут позволить сравнить продукцию от различных производителей, что будет интересно как испытателям, так и автовладельцам.

В РФ изучением занимаются специалисты НАМИ (Научно-Исследовательского Автомоторного Института). В специальной литературе можно найти результаты таких исследований. На их основе проведена оценка популярности иностранных брендов. Как образец использовался автомобиль Fоrd Fосus. Последовательность торговых марок следующая.

  • Fеrоdо. Эффективность процесса торможения наиболее высока. Однако при этом низкая устойчивость к износу.
  • Воsch. При повышенных температурах торможение высокоэффективно, также высокая устойчивость к износу.
  • ТRW. Неудовлетворительная оценка по движению в жаркий период по серпантину. На других режимах — средние результаты.
  • Вrеmbо. Торможение на любом режиме наиболее стабильное.

Выбор тормозных колодок для замены должен осуществляться с учётом не только стоимости элементов. Важно также учитывать, как работает деталь в разных условиях, а также как влияют на них особенности вождения.

Пролистать наверх