Генерирующие устройства автомобилей конструктивно схожи, обычно в их состав входят ротор, статор, трехфазные обмотки из изолированного медного провода, насаженного на ротор шкива, графитовых щеток регулятора напряжения и силового выпрямителя (диодного моста). На основе конструктивной схожести и неисправности генерирующих устройств схожие, общее и устранение неисправностей.
Почему греется генератор на автомобиле: причины перегрева и устранение
Нередко генератор автомобиля, назначение которого питать бортовую сеть автомобиля и заряжать аккумулятор, чрезмерно перегревается; данная проблема, наряду с повышенным шумом при работе и отсутствием заряда, относится к одной из наиболее частых.
Зачастую нагрев агрегата таков, что рука не выдерживает температуру его корпуса, достигающей 90-100 °С. При этом генерирующее устройство работает нормально, но примерно за 20-30 минут работы перегревается.
Своевременное определение причины перегрева генератора предотвратит полный выход из строя генерирующего устройства и обеспечит работу электрооборудования автомобиля и устройств на его борту нормальным напряжением питания.
Первым делом следует разобраться, происходит нагрев агрегата при холодном двигателе или горячем, после длительной работы и многокилометрового пробега. В последнем случае до высокой температуры прогреваются и двигатель, и все агрегаты под капотом, генератор не исключение. Поскольку принудительное охлаждение генератора не предусмотрено, а отдаваемые им токи нередко достигают 100 А и выше, нагрев корпуса вполне закономерен.
Но считать нормальным перегрев агрегата через 15-20 минут работы двигателя на холостом ходу невозможно. В подобном случае следует установить причину перегрева, вызванного чрезмерной нагрузкой генерирующего устройства по току. При этом перегрев корпуса может еще и сопровождаться запахом горелой изоляции, а иногда и характерным жужжанием.
Прочие неисправности
По статистике, неисправность генерирующего устройства одна из самых распространенных в автомобиле, что вызвано тяжелыми условиями его работы. В процессе эксплуатации под капотом, где при работе двигателя создается достаточно высокая температура, на генерирующее устройство попадают масло, грязь и прочие не самые благоприятные для работы вещества.
Также, необходимо регулярно проверять исправность и натяжение ремня генератора, своевременно регулировать натяжение и заменять ремень при его изношенности.
Ни в коем случае не следует для проверки генерирующего устройства замыкать его выводную клемму на корпус автомобиля (массу). Проверка генерации «на искру» приведет к протеканию через диоды диодного моста чрезмерно большого тока, что приведет к их выгоранию.
- Диодный мост. Перегрев корпуса генератора переменного ток может быть вызван выгоранием диодов диодного моста, предназначенного для выпрямления генерируемого переменного напряжения до постоянного. Одна из причин выгорания диодов – отсутствие изолирующей прокладки под выпрямительным блоком, что приводит к короткому замыканию блока на корпус. Подобное возможно после разборки агрегата и оплошности при последующей сборке. Обнаруживается неисправность проверкой диодов моста.
Другая причина – отсутствие контактов в диодном мосту, вследствие дефекта пайки, что можно выявить лишь вскрытием генератора. Контакт может отсутствовать и вследствие недотянутости клемм. - Подшипники. Корпус генератора может перегреваться при неисправности переднего или заднего подшипников генератора (которых два, передний и задний). Этот же перегрев корпуса может привести и к повреждению изоляции обмотки. Для проверки подшипников следует снять приводной ремень и провернуть шкив от руки. При исправных подшипниках вращение шкива будет легким. Тугой ход свидетельствует о неисправности как минимум одного подшипника.
- Проводка. Корпус генератора может перегреться вследствие неисправности проводки, которую следует проверить на всем протяжении от положительной клеммы аккумуляторной батареи до генератора. Отсутствие или повреждение изоляции на каком-либо участке проводки приводит к короткому замыканию на массу. Положение спасает стоящий на некоторых российских автомобилях (например, производства ГАЗ) предохранитель в цепи плюсового провода от батареи до генератора. При коротком замыкании в цепи нагрузки или пробое диодов моста предохранитель перегорает, и проводка остается в сохранности. Также, чтобы избежать окисления клемм на выводах генерирующего устройства, рекомендуется покрывать их слоем консистентной смазки
- Аккумуляторная батарея. Одной из причин повышенного потребления тока (и перегрева вследствие этого генератора) может явиться аккумулятор. Если на батарее выходит из строя одна или несколько банок (в банке происходит внутреннее короткое замыкание), то в процессе зарядки аккумулятор, вследствие низкой электродвижущей силы на своих клеммах, будет непрерывно потреблять большой ток, никогда не зарядится до номинального напряжения, и генератор вынужденно будет перегреваться в режиме большой токоотодачи. Допускать работу двигателя (а соответственно и генератора) с неисправным или отключенным аккумулятором не следует. Аккумулятор работает в буферном режиме и поддерживает напряжение в бортовой сети автомобиля на должном уровне. При отключенной батарее возможен резкий подъем напряжения в сети, что может привести к повреждению как элементов электрооборудования и прочих включенных электрических устройств, так и самого генератора. В первую очередь, при перегреве генератора следует проверить исправность аккумулятора. Так, вполне исправный генератор может перегреться за короткое время при необходимости заряда полностью разряженного аккумулятора, а разрядиться аккумулятор способен при работе на мощную автомобильную акустику. Так что не стоит увлекаться «автозвуком», и в любом случае следует знать, какой ток потребляет ваша акустика. В случае неисправности аккумулятора следует заменить его на новый и поставить на зарядку.
Диагностика генерирующего устройства
В заключение, ниже изложен порядок самостоятельного диагностирования генерирующего устройства. Полную диагностику способны произвести лишь специалисты автосервиса, с использованием соответствующего контрольного оборудования, но первичная диагностика, позволяющая выявить неисправность генерирующего устройства, вполне по силам автолюбителю.
Диагностика, после открытия капота автомобиля, производится в следующем порядке:
- Проверьте целостность ремня генератора и его натяжение. На ремне не должно быть следов изношенности, трещин, и он не должен быть разлохмачен. Слишком сильное натяжение ремня приведет к повышенному его износу, избыточной нагрузке на подшипники генератора и скорому выходу их из строя. Слабый ремень приведет к тому, что генерирующее устройство не сможет справиться с электрической нагрузкой и выдать требуемые ток и напряжение.
- Проверьте предохранитель в блоке генерирующего устройства. Сгоревший замените.
- Проверьте целостность разъема генерирующего устройства и качество обеспечиваемого им контакта.
- Проверьте клеммы аккумулятора и отсутствие окисления, очистите клеммы при необходимости.
- Проверьте идущую к генератору проводку, целостность изоляции и отсутствие коротких замыканий.
Проведя вышеописанные проверки, вы определите правильность подключения генерирующего устройства и целостность ремня, за чем последует еще ряд проверок: - Включите зажигание, сделав пол-оборота ключа. Индикатор зарядки батареи должен гореть, что является признаком питания потребителей (при неработающем генераторе) от аккумулятора. Если индикатор не горит, причиной может явиться неисправность индикатора или проводки к нему, разряженный аккумулятор, либо неисправность генератора: отказ регулятора напряжения, износ щеток генератора либо обрыв в обмотке.
- Доверните ключ зажигания, запустите двигатель. Индикатор зарядки батареи должен погаснуть, что является признаком питания потребителей от работающего генератора. Если генерирующее устройство не вырабатывает достаточно напряжения или тока, лампочка продолжает гореть, нагрузка продолжает питаться от аккумулятора. Причиной могут явиться вышедшие из строя диоды (один или несколько) выпрямительного моста, неисправность шкива, короткое замыкание в цепи.
- Если индикатор зарядки светится на малых оборотах двигателя, и гаснет лишь при повышении оборотов, причиной может явиться прослабленный ремень генератора, износ его щеток либо неисправность обмотки статора. Последующая, более основательная, проверка генерирующего устройства подразумевает использование измерительного прибора – мультиметра, вольтметра или авометра:
- Измерьте напряжение (при работающем двигателе) на клеммах аккумулятора и выходе генерирующего устройства. При отключенной внешней нагрузке напряжение бортовой сети должно составлять 14 В. При включении фар или иных потребителей напряжение снижается до 13,6 В.
- При пониженном до 12-13 В напряжении увеличьте обороты двигателя до 1000 об/мин; если напряжение не повысится до нормы, возможна неисправность идущей к генерирующему устройству проводки.
- Напряжение бортовой сети выше 14 В – признак перезаряда аккумуляторной батареи, что может привести в дальнейшем к ее повреждению. Повышенное напряжение может также привести к перегреву генератора. Другая причина перегрева – короткое замыкание в одной из банок аккумуляторной батареи.
Перегреться генератор способен и при неисправности регулятора напряжения, назначение которого – ограничение напряжения и тока генератора; при неисправности нормальный контроль невозможен.