Моторное масло 5W-40

Моторное масло отличается по ряду параметров, поэтому на рынке представлено несколько вариантов с различными расшифровками. Большой популярностью пользуется продукция с расшифровкой 5W-40. Она используется в круглогодичном режиме там, где часто происходят большие сезонные перепады температур. В представленной статье рассматривается подробное описание версии 5W-40 согласно стандарту SAE, описывающем соответствие масла, указывающем на его расшифровку, эксплуатационные особенности и специфику производственной технологии.

Моторное масло 5W-40

Стандарт SAE

Изначально при производстве первых моторных масел использовалась неочищенная нефть, реже — животный жир. Постоянное развитие конструкции двигателей привело к совершенствованию состава смазочных материалов. При их производстве применялся широкий спектр сырья, начиная с нефтяных и заканчивая растительными маслами. Разработчики выпускали товары, опираясь на собственные производственные возможности и рыночные потребности.

Ключевая проблема, с которой столкнулись производители, заключалась в высокой вязкости моторных масел. С одной стороны, это приводил к повышению несущей способности масляной пленки и снижению требований к точности обработки вкладышей коленвала и шеек. И это неудивительно, потому что густая смазка отлично справлялась с нагрузкой в крупных зазорах внутри гидроподшипников. Но есть и другая сторона — двигатели было сложно эксплуатировать при низкой температуре. Разработчики попытались справиться с возникшей проблемой, и им удавалось добиться результатов с учетом текущих знаний и понимания технологий. Автомобилисты, в свою очередь, сталкивались с трудностями при анализе заявляемых результатов. Производители, пытаясь продать как можно больше товаров, зачастую трактовали параметры на свое усмотрение, а маркетинговая политика, естественно, не проясняла вопрос до конца. Чтобы ввести единые обозначения и требования к параметрам вязкости, Американское сообщество инженеров разработало и внедрило в использование единую классификацию моторных масел в зависимости от их вязкости. Классификация получила название, идентичное обозначению самого сообщества — SAE.

Вязкость масел 5W-40

Параметры вязкости моторного масла могут меняться в процессе охлаждения и нагрева. Когда температура растет, вязкость уменьшается, что приводит к текучести материала. При снижении температуры происходят обратные процессы. Стабильность работы двигателей внутреннего сгорания, не приводящей к износу основных рабочих элементов, обеспечивается при одновременном выполнении нескольких требований.

Простота перекачивания по внутренним каналам смазочной системы в условиях низких температур.

Сохранение достаточной несущей способности для масляной пленки на двигателях, доведенных до рабочего температурного диапазона.

Как обозначается вязкость моторного масла?

Для предоставления производителям возможности задать вязкостные характеристики моторных масел, используемых в системах смазки, а хозяевам авто — приобретать смазку, соответствующую требованиям инженеров автомобилей, в SAE внедрили единую маркировочную систему. С самого начала введения стандарта и вплоть по нынешний день она существует в первоначальном виде. Ее задача заключается в упрощении анализа температурной совместимости и сезонности моторного масла через маркировку от производителя. Она обозначается буквами AW-B.

  • А указывает на число предельной температуры воздуха, позволяющей беспрепятственно перекачивать масло по смазочным каналам.
  • W — обозначение, указывающее на зимнее применение.
  • В — число, указывающее на максимальную температуру сохранения пленкой своих несущих способностей.

Масла, предназначенные для летней эксплуатации, имеют лишь второе число. Зимняя продукция обозначается буквой W. Если в маркировке есть два числа, они указывают, что эксплуатация предложенного товара возможна целый год, но при условии, что температурный режим не выходит за числовые границы.

5W-40 — обозначение маркировки

Говоря максимально точно, цифры, указанные в обозначении, демонстрируют показатели кинематической и динамической вязкости в рамках нормативного температурного диапазона. Тем не менее, автомобилисты желают ориентироваться в температурах, а не в обозначениях, которые могут расшифровать только профильные специалисты. Именно поэтому в случае с 5W-40 обозначения следует расшифровывать, как показано ниже.

  • -35 градусов Цельсия — это предельная температура окружающей среды, при которой масло свободно протекает по смазочным каналам.
  • +35 градусов Цельсия — максимальная температура, когда масляная пленка, образовавшаяся на уже разогретом двигателе, сохранит заявленную несущую способность, надежно разделяя притирающиеся детали.

Из этого следует, что масло, имеющее маркировку 5W-40, относится к категории всесезонных, так как им можно пользоваться круглый год.

Чтобы расшифровать надпись на банке с моторным маслом, нужно придерживаться следующей инструкции: если двигатель, стартер, система охлаждения и аккумулятор полностью исправны, а последний еще и полностью заряжен, силовой агрегат без проблем запустится и проработает вплоть до полной остановки, если температура окружающей среды находится в диапазоне от -35 до +35 градусов Цельсия. Использование масел 5W-40 практикуется практически всеми автомобилистами, проживающими на европейской стороне России.

Разновидности моторных масел

Необходимо также отметить, что масла разделяются на несколько категорий исходя из производственной технологии:

  • минеральное;
  • полусинтетическое;
  • синтетическое.

В основе минеральных масел лежит нефтяное сырье. В процессе производства его перегоняют несколько раз, чтобы избавить состав от ненужных включений и фракций. Так как исходная нефть имеет нестабильный химический состав, минеральное масло также лишено возможности иметь стабильный набор характеристик.

При производстве синтетических масел используется углеводородная часть газов. Минуя необходимость глубоко изучать технологический производственный процесс, можно сказать, что состав формируется из молекул таким образом, чтобы на выходе получить заданные эксплуатационные параметры. Учитывая, что газовая фаза характеризуется большей предсказуемостью и простотой разделения на фракции, синтетическое моторное масло на выходе получается более стабильным с точки зрения состава и синтетической части, нежели ранее рассмотренное минеральное. Перемешивая оба товара в определенном соотношении, производитель получает полусинтетическое масло. В зависимости от особенностей конкретного товара, на синтетическую часть может приходиться от 25 до 40 процентов от общей массы. Поэтому понятие «полусинтетическое» в данном случае принято считать весьма условным. При перемешивании синтетической и минеральной части, производитель старается получить желаемые параметры. Например, масло с параметрами 5W-40 будет практически одинаково вязким вне зависимости от технологии производства. Обозначения расшифровываются по аналогичному принципу.

Чем отличается синтетика и полусинтетика 5W-40?

Определение эксплуатационных характеристик моторных масел происходит не только в зависимости от основы. Обеспечить качественные антифрикционные, моющие, противозадирные и иные свойства позволяет ряд присадок. Это химические соединения, которые стабилизируют и совершенствуют эксплуатационные характеристики. Имея дополнительный набор присадок, масло будет значительно дольше сохранять первоначальные характеристики. Также при его использовании предотвращается разложение смазки, когда двигатель кратковременно перегревается. Следовательно, на выходе получаем более чистые внутренние полости.

Применение и рейтинг популярности

Чтобы узнать, какие моторы лучше работают на таком масле, следует обратить внимание на информацию, приведенную в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Если «по паспорту» сказано, что там нужно пользоваться синтетическим маслом 5W-40, использовать надо исключительно его. Также требуется своевременная проверка состояния.

Согласно заводской инструкции, практически все моторные масла 5W-40 способны проработать в течение 15 тысяч километров пробега. Тем не менее, некоторые водители предпочитают снижать интервалы замены, чтобы сохранить целостность рабочих элементов силового агрегата.

Учитывая, что 5W-40 можно использовать для частичной, а не полной замены смазки, ее не нужно регулярно промывать. А это куда более выгодно, чем при использовании аналогичных масел с иными характеристиками.

Пролистать наверх