Нынешние законопроекты в сфере экологии подталкивают фирмы-производители автотранспорта создавать более усовершенствованные модели двигателей, повышая их продуктивность и понижая неблагоприятные выхлопы в виде газов. Система изменения фаз газораспределения (CVVT) – одно из таких изобретений.
Устройство CVVT
CVVT (Continuous Variable Valve Timing) называется система беспрерывной регулировки фаз распределения газов в двигателях, которая подаёт в цилиндры обновленный заряд. Это осуществляется путем перенесения раскрытия и закупорки клапана впуска.
CVVT состоит из гидравлического контура, в состав которого входят:
- управляющий клапан-соленоид;
- системный фильтр (гидравлическая муфта);
- механизм исполнения.
Все системные элементы размещены внутри головки цилиндра двигателя. Фильтры CVVT подвергаются регулярному очищению и переустановке. Системные фильтры устанавливаются либо на впускном вале, либо на двух валах ДВС. Если вращатели фазы установлены на обоих валах, CVVT будет именоваться Dual Variable Valve Timing, то есть DVVT.
Ещё к добавочным компонентам системы относят такие датчики:
- Положений и частот коленчато-валовых вращений.
- Датчики положений самого валового распределителя.
Эти компоненты пускают резкий толчок в управленческий блок двигателя, тот перерабатывает информацию и создаёт мощный сигнал электромагнитного клапана, который отвечает за поток масла в исполнительный механизм.
Муфта или вращатель фазы на своём корпусе оснащена небольшой звёздочкой, которая запускается с помощью приводного ремня или цепи. Вал распределения туго объединён с ротором вращения фазы. Посередине ротора и корпуса сосредоточены камеры для масла.
Под напором масла, которое вырабатывает насос, допустим сдвиг ротора и корпуса по отношению друг к другу.
Фазовращатель включает в свой состав такие компоненты:
- ротор;
- статор;
- стопорный штифт.
Стопорные штифты – неотъемлемый элемент в работе муфты в случае аварийной ситуации. Так, при упадке напора масла, они выходят вперёд, а это замыкает корпус и ротор фазовращателя в серединной позиции.
Как работает управляющий клапан-соленоид VVT
Эта конструкция отвечает за регулировку потока масла на открытие клапанов. Она состоит из:
- плунжера;
- разъем;
- пружины;
- корпуса;
- золотника;
- отверстия для подачи и сливания масла;
- обмотки.
Блок двигательного управления создаёт сигнал, после которого электромагнит за счёт перемещения золотника через плунжер продвигает масло во всех направлениях.
Концепция системной работы состоит в изменениях положений распределительного вала по отношению к шкиву коленчатого вала. CVVT заключается в двух направлениях работы клапанов: на опережение открытия и на торможение открытия.
- Опережение. Что касается опережения, то здесь масляный насос создаёт напор, подающийся на электромагнитный клапан. Блок управления с помощью широтно-импульсной модуляции следит за положением клапана системы. При необходимости регулировки исполнительного механизма в максимальное опережение, клапан передвигается и оголяет масляный канал для камеры опережения фазовращателя. С камеры торможения жидкость одновременно с тем начинает свой слив. Это способствует перемещению ротора относительно корпуса в противоположных направлениях относительно вала. Например, угол размещения муфты CVVT в холостые обороты составил 8 градусов. И поскольку угол механического откупоривания клапана ДВС занял 5 градусов, по факту, он откупоривается на 13 градусах.
- Торможение. В торможении принцип работы идентичен, только соленоид при максимальном торможении откупоривает канал для масла к камере торможения. В этот момент ротор передвигается в сторону направлений вращений коленвала.
Принцип работы CVVT
- Система CVVT работает абсолютно на всех диапазонах ДВС.
- Холостой ход. Системное задание здесь – обеспечить качественное поворачивание впускного вала таким образом, чтоб гарантировать позднее открытие клапанов. В этой позиции повышается устойчивая работа двигателя.
- Работа на средних оборотах ДВС. Система создаёт промежуточную позицию вала, гарантируя понижение в расходе и перерасходе топлива и выхлоп неблагоприятных веществ в окружающую среду.
- Работа на высоких оборотах. Системные действия нацелены на повышение эффективности мощности. Впускной вал проворачивается здесь таким образом, чтобы создать опережение открытия клапана.
- Обслуживание системы.
Поскольку в состав системы входит фильтр, его настоятельно рекомендует заменять время от времени. А время это составляет в среднем около 30 тысяч километров. Допускается также и очищение старых фильтров. Водитель автомобиля легко сам может провести эту процедуру. Причем самым трудным будет найти место для установки фильтра. Большинство производителей расположили его в масляной магистрали от насоса до электромагнитного клапана. После того, как фильтр извлечен и после его очистки, обязательным фактором является его осмотр. Здесь самое важное – не повредить сетку и корпус. Фильтры – это невероятно хрупкие детали.
Вне всяких сомнений, система CVVT исключительно способствует улучшению показателей двигателя во всех направлениях его функциональности. В связи с присутствием системы опережения и торможения открытия клапанов двигатель оснащён лучшей топливной экономичностью и пониженные уровни выхлопов неблагоприятных веществ. Также она способствует понижению оборотов на холостом ходу без понижения устойчивости процесса. Посему данную систему используют все без исключения ведущие производители автотранспорта.
Итак, подытожим. Что же такое CVVT? Так называется система, которая изменяет газораспределительные фазы. (Continuous Variable Valve Timing). Способствует корректировке времени откупорки впускных и выпускных клапанов по отношению к скорости автотранспорта.