Моторное масло
В специализированных магазинах сегодня представлен огромный ассортимент моторного масла. Однако многие автовладельцы испытывают сложности с расшифровкой маркировки масел, что существенно затрудняет им выбор. Расскажем подробнее о том, как правильно читать такие цифры и буквы на канистре и как не купить подделку. Объясним также, что понимают под допусками автопроизводителей.
Читать далее
Для чего необходимо моторное масло
Масло – это кровь двигателя, без которой невозможна правильная работа силового агрегата. Именно поэтому важно следить за качеством смазки, регулярно меняя ее на свежую.
Назначение моторного масла:
- Масло создаёт специальную масляную плёнку между нагруженными подвижными элементами в двигателе, в том числе подшипниками турбокомпрессора, распредвалом и ГБЦ, вкладышами и шейкой коленвала.
- Масло закачивается в узкий зазор между подвижными деталями, исключая их непосредственный контакт и трение друг о друга.
- Масло в двигателе смазывается все поверхности трения, что позволяет существенно уменьшить их износ.
- Смазка отвечает за охлаждение двигателя, эффективно отводя тепло от различных трущихся деталей. Именно поэтому в автомобиле необходим специальный масляный теплообменник, где масло охлаждается, что позволяет поддерживать температуру двигателя на оптимальном уровне.
- Масло очищает двигатель, решая проблемы с механическими продуктами износа. Для этого в системе имеется специальный фильтр, где скапливаются такие частички сажи, металлическая стружка и другие загрязнения.
- Масло также отвечает за удаление нагара, сажи и нейтрализацию химически активных соединений, попадающих внутрь мотора вместе с топливом.
- Современное высококачественное масло содержит специальные присадки, которые защищают металлические элементы двигателя от коррозии.
Стоит ли удивляться тому, что в современных двигателях к используемой смазке предъявляют достаточно жёсткие требования.
менно поэтому химическая формула масла постоянно совершенствуется и усложняется. Разобраться в таком ассортименте моторных масел сложно даже профессионалам, не говоря уже о простых автовладельцах. Однако, зная маркировку и основные виды масла, можно правильно подобрать его для своего автомобиля, обеспечив при этом необходимую защиту двигателя и продлив его срок службы.
Разновидности моторного масла
Автовладельцы со стажем помнят, что раньше на прилавках автомобильных магазинов было лишь три вида масла: «Автол» для двигателя, «Негрол» для трансмиссии, а также «Солидол» для смазывания подвески и других деталей в машине. Сегодня же выбор масла по-настоящему огромен. На рынке представлена продукция как отечественных, так и иностранных производителей. Всю такую продукцию можно разделить на три основных группы в зависимости от основы масла, из которого оно изготовлено.
Минеральное масло
Его получают за счёт прямой перегонки нефти на специальных установках. Чаще всего такая смазка обозначается на упаковке и канистре словом Mineral. Основное преимущество такого масла — это его доступная стоимость. В интернете можно прочитать рекомендацию использовать минералку с изношенными и старыми двигателями. Это объясняется свойством такого масла образовывать на подвижных деталях толстую плёнку, продлевая срок службы силового агрегата.
Однако и недостатков у минералки достаточно. В первую очередь это зависимость вязкости масла от температуры воздуха. На морозе оно густеет, а по мере нагрева в двигателе становится слишком жидким. Такое масло неплохо справляется со своей основной функцией, то есть смазыванием подвижных деталей.
При этом вымывать из мотора различные загрязнения, защищать металл от коррозии или же обеспечивать эффективное охлаждение минералка часто не может. Такое масло быстро стареет, а отработанные присадки в моторе откладываются в виде отложений, забивая масляные каналы и фильтр. Как результат, ухудшается охлаждение и смазывание двигателя, и, в конечном счёте, такой мотор требует капремонта.
Синтетическое масло
Синтетическое масло выполнено по достаточно сложной технологии. Изготавливают его не путём перегонки нефти, а из её сложных производных. Обозначается такое масло словом Sintetic на упаковке. Современная качественная синтетика отличается великолепными эксплуатационными характеристиками, сохраняя свою текучесть в широком диапазоне температур.
Даже в условиях экстремальной эксплуатации автомобиля такое масло длительное время не теряет свои эксплуатационные характеристики. Синтетика прекрасно подходит для современных моторов, которые отличаются высокой теплонагруженностью и в парах трения имеют маленькие зазоры.
Масло этого типа препятствует образованию нагара, надёжно защищая двигатель и очищая от загрязнений внутренние поверхности. Тем самым продлевается срок службы силового агрегата. Единственный недостаток такой синтетики — это ее достаточно высокая стоимость.
Полусинтетическое масло
Полусинтетическое масло получило обозначение Semi-Synthetic. Фактически, его производят из смеси синтетического и минерального масла. Причём доля последнего может доходить до 80% от всего объёма. Но даже такое небольшое добавление синтетики позволяет существенно улучшить эксплуатационные характеристики масла.
Современное моторное масло, в том числе синтетика, минералка или полусинтетика не только определяются своей основой, но и содержащимися присадками.
Наибольшее распространение получили следующие присадки:
- антипенные отвечают за предупреждение пенообразования масла и предупреждение появления масляной эмульсии;
- моющие растворяют и удаляют отложения с металлических деталей мотора;
- антиокислительные нейтрализуют влияние выхлопных газов на моторное масло;
- вязкостные позволяют обеспечить стабильную вязкость масла в широком диапазоне температуры;
- стабилизирующие исключают выпадение в осадок присадок во время работы масла;
- противозадирные улучшают смазывающие свойства и исключают повреждения стенок цилиндров двигателя.
Принято также различать моторное масло в зависимости от двигателей, для использования с которыми оно предназначено. Условия эксплуатации различных моторов могут различаться. Именно поэтому выделяют моторное масло, предназначенное для дизельных, бензиновых и турбированных силовых агрегатов.
В дизельном двигателе моторное масло контактирует с различными кислотами и сажей, которая возникает при сгорании солярки.
Именно поэтому в такой смазке присутствует больше моющих присадок, позволяющих поддерживать чистоту двигателя. Автовладельцу нужно учитывать, что межсервисный интервал замены масла в дизельных двигателях короче, чем на бензиновых авто. Неправильный выбор масла для дизеля грозит быстрым выходом из строя сажевого фильтра.
С турбированными силовыми агрегатами используют синтетическое масло, которое в течение длительного времени и при повышенных нагрузках может сохраняться все свои свойства и эксплуатационные характеристики. В таких моторах масло охлаждает не только сам двигатель, но и подшипники горячей турбины, вращающейся с огромной скоростью. В бензиновых двигателях смазка подвергается куда большим нагрузкам, чем в атмосферных моторах.
Развитие технологий производства моторного масла позволяет сделать менее актуальной классификацию смазки, предназначенной для бензиновых, дизельных или турбированных моторов. Аналогичным образом ушло в прошлое разделение масла на зимнее и летние. Сегодня уже любое масло способно сохранять вязкостные характеристики вне зависимости от температуры за бортом.
При этом полностью отказаться от такой классификации и типов моторного масла не представляется возможным. Моторы автомобилей уже изначально рассчитаны на эксплуатацию с использованием в них смазки с определённым качеством и свойствами. Современные двигатели могут существенно различаться своей рабочей температурой, степенью форсировки, конструкцией силового агрегата и рядом других параметров.
Определить для мотора какого типа предназначено то или иное масло можно по маркировке. Найти ее на канистре не составит особого труда. Нужно лишь правильно читать такие аббревиатуры, что позволит существенно упростить выбор.
Как правильно читать буквы и цифры на канистрах с моторным маслом
На сегодняшний день распространение получили несколько основных классификаций масла по международным стандартам. Действуют они параллельно, поэтому часто их сразу все указывают на канистрах с маслом. При этом такие цифры и буквы в аббревиатуре будут иметь разное значение. Важно правильно понимать такие обозначения.
Ассоциация автомобильных инженеров США разработала свою классификацию, известную под аббревиатурой SAE. В соответствии с такой маркировкой главным свойством любого масла является его вязкость. Например, если смазка имеет маркировку 10W-40, то первая цифра указывает на показатели вязкости в холодном состоянии, а вторая — в горячем. Также по маркировке SAE можно условно определить показатели температуры воздуха, при которой масло стабильно работает в двигателе.
Цифры в такой маркировке SAE кратны пяти. Определить качество масла не составит особого труда, чем ниже первая цифра, тем масло будет менее вязким при отрицательных температурах. Большая вторая цифра может говорить о густом масле в нагретом состоянии. В мороз низкая вязкость масла необходима для упрощения прокручивания мотора стартером. Тогда как повышенная вязкость у горячей смазки позволяет сохранять при максимальных нагрузках качественный масляный клин на подвижных деталях.
Ещё 20 лет назад стандартом качества масла считались смазки с параметрами 5W-30 или же 10W-40. Сегодня же в продаже можно найти смазку с характеристиками 5W-50 и 0W-50. Фактически, такое масло покрывает весь температурный диапазон работы любого мотора.
Высококачественное синтетическое масло с отличными характеристиками обычно имеет высокую стоимость. Ещё один его недостаток — это необходимость использования различных присадок, которые по мере работы мотора выпадают в осадок, негативно сказываясь на различных характеристиках смазки.
Сегодня многие автопроизводители борются за показатели экологичности и экономичности двигателей. Расход бензина или солярки будет зависеть в том числе от внутренних потерь энергии. Мощность мотора может расходоваться на прокачку по каналам внутри двигателя слишком вязкого масла. Чтобы отчасти решить такую проблему изготавливают моторное масло с низкими показателями вязкости, например 0W-20.
Нужно лишь помнить, что такое низковязкостное масло будет отлично себя показывать лишь на высокотехнологичных двигателях с хорошим техническим состояниям. Если же мотор уже порядком изношен, у него увеличены зазоры распредвала и подшипников коленвала, то масляный насос не сможет обеспечить в системе необходимое давление. Как результат, на пиковых нагрузках подвижные пары будут сухими, что приводит к их быстрому износу.
Распространение также получила маркировка API от американского нефтяного института. С помощью такой классификации можно разделить моторное масло по предназначению и его качеству. Например, если обозначение начинается с английской буквы S, то такое масло предназначается для бензиновых двигателей, а для дизеля нужно выбирать смазку с литерой C в начале.
Следующие цифры и буквы в маркировке обозначают класс моторного масла, который определяется набором определённых требований. Это в том числе касается зольности смазки, её степени окисления, смазывающих свойств и так далее. Двигатели автомобилей предназначены для использования на масле определённого класса.
В особенности важно следовать таким рекомендациям на новых автомобилях, двигатели в которых крайне критичны к качеству смазки. Каждый последующий класс появляется через несколько лет после предыдущего, соответствуя новому техническому уровню силовых агрегатов в автомобилях. Маркировка API появилась в 1964 году, поэтому сегодня самые качественные масла обозначаются буквами из второй части алфавита. Для бензиновых двигателей актуально в настоящее время масло с маркировкой SL и SN, для дизелей – CI4 и CJ4.
Также в продаже можно найти масло с двойным обозначением классификации API. Подобное означает, что такая смазка предназначена как для новых автомобилей, так и для слабофорсированных двигателей.
Маркировка ACEA от Ассоциации европейских производителей автомобилей появилась в 1995 году. Этот стандарт предусматривает разделение моторного масла на 12 классов и три основных категории.
Масло с маркировкой A/B подходит для бензиновых и дизельных легковых автомобилей, микроавтобусов и фургонов.
Масло с обозначением C подходит для дизельных и бензиновых двигателей, которые имеют катализатор отработавших газов.
Масло с обозначением E предназначается для дизельных теплонагруженных двигателей.
На канистре с маслом после обозначения класса может быть указан год появления конкретного класса качества. Причём нужно помнить, что цифры в обозначении указывают на комплекс требований к смазке. Со временем такие требования ассоциации API меняются и постоянно ужесточаются. В последний раз такой пересмотр требований был в 2016 году.
В Америке также распространена маркировка моторных масел по классификации ILSAC. Это маркировка совместно принята ассоциациями автопроизводителей из Японии и США. На банке с маслом может присутствовать маркировка GF1, GF2 и так далее. Такая классификация появилась в 1990 году, по своему принципу она похожа на маркировку API. На сегодняшний день масло для современных моторов, имеет индекс GF4 и GF5.
Что понимают под допуском моторного масла
Качество масла, его свойства и эксплуатационные характеристики должны полностью соответствовать двигателям, в которых используется такая смазка. Некоторые производители дополнительно указывают, какое конкретно масло может использоваться в двигателях их автомобилей. Например, в машинах концерна VAG, Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Ford и других автопроизводителей может использоваться моторное масло с самым высоким классом.
Масло, которое полностью соответствует таким дополнительным требованиям, после проведения специальных испытаний получает соответствующий допуск автопроизводителя. Для изготовителей получение такого допуска — это затратная и сложная процедура, но многие из них готовы потратиться. Соответствующий значок на канистре с маслом подтверждает его качество и возможность использования на машинах конкретного автобренда.
По-настоящему качественное масло может иметь допуск и сертификат сразу от различных автопроизводителей. Это позволяет автовладельцам использовать на своём автомобиле масло от различных брендов. При этом автопроизводители рекомендуют в технической документации к машине использовать масло конкретного бренда и только с определёнными характеристиками.
Какое следует приобретать масло для автомобиля
Разобравшись с маркировкой масла, можно уже отправляться в специализированные автомагазины. Однако перед этим нужно лишь изучить руководство к эксплуатации своего автомобиля, в котором будут указаны все допуски и стандарты для смазки.
Требования по моторному маслу для относительно новых автомобилей исключают возможность использования полусинтетики и минералки. По своим свойствам даже качественная минералка не соответствует огромным нагрузкам и особенностям эксплуатации современных форсированных и высокотехнологичных двигателей.
Использование полусинтетики или минерального масла с современными моторами приводит к их быстрому выходу из строя и снижению общего ресурса. В подобном случае следует использовать исключительно масло на синтетической основе, которое длительное время сохраняет свои эксплуатационные характеристики, обеспечивая надлежащую защиту двигателю.
Обычно в инструкции к автомобилю указывается несколько вариантов масла по маркировке SAE с учётом его вязкости. При этом имеются оговорки об эксплуатации автомобиля в жарком или холодном климате или же в тяжёлых условиях. В последнем случае нужно использовать масло с улучшенными показателями вязкости. Для машин с существенным пробегом следует отдавать предпочтение маслу с хорошими показателями высокотемпературной вязкости.
При выборе масла следует отдавать предпочтение вариантам, которые либо рекомендованы автопроизводителем и имеют соответствующий допуск, либо подходят по указанным в инструкции к автомобилю параметрам. При этом обычно автовладельцы имеют свои определённые предпочтения по бренду производителя масла, продукции которого он доверяет.
Как не купить поддельное масло
Каждый автовладелец так или иначе рискует залить в двигатель автомобиля поддельное масло.
- Отчасти обезопасить себя можно, если проводить такой сервис в специализированном СТО или дилерском центре. В таких мастерских обычно следят за качеством используемого масла, в противном случае дилеру придётся уже за свой счёт устранять по гарантии все поломки автомобиля, которые появились именно по их вине.
- Приобрести качественное масло можно в крупных торговых сетях, на сетевых АЗС или же в фирменных автомагазинах. Тогда как, покупая масло в небольшом отделе автохимии или на рынке, автовладелец неизменно рискует.
- Чаще всего подделывают масло от ведущих производителей.
- Определить такой контрафакт можно по некачественной полиграфии, отсутствию голограммы и идентификационного номера, неаккуратно выполненной крышке. Многие производители для защиты от подделок указывают на пластиковых канистрах дату изготовления масла, тогда как на подделках эта информация часто отсутствует.
Как правильно менять масло в двигателе
В настоящее время межсервисный интервал замены масла в двигателях современных автомобилей может составлять 15 тысяч пробега, а в определённых случаях даже 30 тысяч километров. Тогда как водители с опытом прекрасно помнят, как на Жигулях и Волгах нужно было менять масло едва ли не каждые 5 000 километров пробега.
Отсутствие критических неисправностей двигателя и беспроблемность эксплуатации автомобиля во многом зависит от правильности выполнения масляного сервиса. В первую очередь автовладельцу нужно определиться с тем, как часто проводить такую работу. В силу особенностей дизельных двигателей выполнять такой масляный сервис на них нужно чаще, чем на бензиновых моторах.
Чтобы правильно определить оптимальный межсервисный интервал нужно ориентироваться в первую очередь на рекомендации автопроизводителей. При этом нужно учитывать также особенности эксплуатации автомобиля, в том числе климат в регионе. В технической документации автопроизводители обычно указывают максимально допустимый срок эксплуатации масла в двигателе. Для собственного спокойствия нужно всё же сократить межсервисный интервал, что исключит возникновение поломок силового агрегата.
В Европе обычно межсервисный интервал для большинства современных автомобилей составляет 12-15 тысяч километров. Тогда как в России дилеры рекомендуют проводить такую работу каждые 10 тысяч километров, а, в идеале, лучше менять масло через 8 тысяч километров пробега. Подобное объясняется посредственным качеством топлива, а также суровым климатом с существенными перепадами температур.
Если автомобиль используется лишь в качестве машины выходного дня и пробег не слишком большой, то масло в соответствии с инструкцией нужно менять ежегодно. Подобная операция необходима даже в том случае, если за год машина пробежала буквально 3-4 тысячи километров. Дело в том, что масло портится вне зависимости от того, эксплуатируется автомобиль или нет. Со временем в смазке скапливается вода, начинаются процессы окисления, что сказывается на смазывающих свойства.
При необходимости замены масла лучше всего доверить автомобиль мастерам на СТО. В подобном случае не требуется ломать голову куда деть отработку, а также где найти необходимые для работы инструменты. На СТО отсасывают масло из мотора с помощью специального устройства, что позволяет удалить грязный остаток из картера.
Если же такая работа проводится своими руками, то менять масло на машине нужно на тёплом двигателе. Одновременно со смазкой меняется масляный фильтр, экономить на качестве которого не следует. При замене фильтра заливать в него масло уже не нужно, подобная процедура была актуальной лишь для старых двигателей.
Выполняя такую работу самостоятельно, нужно правильно подсчитать, какое количество масла требуется конкретному двигателю. Залив масло в мотор, нужно завести двигатель, дать ему немного поработать. После чего заглушить машину, выждать 15 минут и проверить уровень смазки. При необходимости следует долить масло, чтобы его уровень на щупе был посередине отметок MAX и MIN. Утром на следующий день следует заглянуть под машину, чтобы исключить появление масляных подтёков.
Допускается ли смешивать различное моторное масло
Опытные автомеханики не рекомендуют смешивать в двигателе автомобиля масло с различными характеристиками. Также не следует смешивать масло с одинаковыми характеристиками, но от различных производителей. Дело в том, что в такой смазке могут использоваться различные по своему составу присадки. Смешиваясь, они могут выпадать в осадок, причём определить на глаз такие проблемы крайне сложно, а автовладелец рискует критическими неисправностями двигателя автомобиля.
Также у автовладельцев нет единого мнения о необходимости промывки двигателя с помощью специальной автохимии или моющего масла. В прошлом подобная процедура считалась обязательной. Однако сегодня многие специалисты уверяют, что современным двигателям не нужна такая промывка, а в определённых ситуациях она может быть даже опасной для мотора.
Подведем итоги
- Моторное масло кроме смазывания подвижных деталей отвечает в двигателе за защиту от коррозии, охлаждение и удаление продуктов износа.
- В зависимости от используемой основы моторное масло принято различать на три типа: минеральное, синтетическое и полусинтетическое. В современных двигателях рекомендуется использовать исключительно качественную синтетику.
- Кроме основы масло может отличаться используемыми присадками, которые улучшают базовые свойства, в том числе смазывающую способность и вязкость.
- Качество и характеристики масла определяются по международным классификациям, наибольшее распространение из которых получила SAE.
- Многие автопроизводители присваивают маслу свои собственные допуски, что позволяет использовать такие технические жидкости в их автомобилях. Подобное является подтверждением качества масла, которое полностью подходит под конкретную марку авто.
- Провести замену масла в двигателе своими руками не составит труда, нужно лишь быть предельно аккуратным и внимательным. Лучше всего сократить межсервисный интервал, что станет отличной профилактикой появления серьёзных неисправностей двигателя.
- Смешивать масло различных марок или даже с одинаковыми характеристиками, но от различных брендов, всё же не стоит. Одновременно при сервисе не требуется промывать двигатель специальными моющими маслами.