Датчик положения коленвала (ДПКВ): что такое, устройство и принцип работы

Мозговым центром современных двигателей является электронная система управления. Она с помощью большого числа сенсоров собирает и анализирует информацию от различных деталей транспортного средства. Так осуществляется контроль за функционированием различных автомобильных узлов. В системе зажигания размещается датчик положения коленчатого вала или сокращенно ДПКВ. Подробнее, что это за механизм, его расположение в машинах и прочие особенности расскажем ниже.

Датчик положения коленвала (ДПКВ): что такое, устройство и принцип работы

ДПКВ: что это?

ДПКВ отвечает за положение коленчатого вала в конкретный момент. Сенсор следит за скоростью вращения вала. Основной функционал механизма сводится к нормализации работы в системе зажигания.

ДПКВ посылает электронной системе управления информацию о том:

  • в какой временной отрезок поршни в крайних цилиндрах достигают НМТ и ВМТ;
  • с какой частотой вращается коленчатый вал.

Получив сведения, электронная система управления способна влиять на следующие моменты:

  • Угол опережения зажигания в цилиндрах.
  • Управление впрыском бензина через форсунки, не допуская излишков топлива.
  • Изменение фазы газораспределения.
  • Управление процессом улавливания паров бензина (регулирует клапан продувки адсорбера).

Каждый инжекторный мотор с ЭБУ работает совместно с сенсором положения коленвала. Инжектор регулирует какой объем топлива подавать, обеспечивая его экономный расход. Предоставляет сведения инжектору датчик положения коленчатого вала.

У карбюраторных моторов нет потребности в данной детали. В двигатель сразу поступает состав из воздуха и топлива в одинаковых пропорциях.

Нередко автолюбители путают ДПКВ и ДПРВ. Под аббревиатурой ДПРВ понимают датчик положения распределительного вала. Отличия данных механизмов в том, что ДПРВ реагирует на положение распределительного вала, подает сигнал к впрыску топлива в зажигание и цилиндры в нужное время. В механизме ДПРВ установлен постоянный магнит, и его работа строится на эффекте Холла.
И ДПКВ, и ДПРВ функционируют совместно, но первый механизм все-таки приобрел главенствующее значение в машинах.

Устройство и расположение ДПКВ

Ничего сложного в механизме ДПКВ нет. В корпусе из пластика располагается намагниченный стержень из стали, на котором размещается оплетка из меди. За изоляцию проводов отвечает компаундная смола. От корпуса отходит электрический разъем. Разъем подсоединяется к электрике транспортного средства. Расположен ДПКВ на картере коробки передачи. Второй вариант его размещения — на блоке цилиндров. В некоторых машинах датчик расположен поблизости от приводного шкива.

Механизм работы ДПКВ

Выделяют несколько разновидностей ДПКВ. В зависимости от вида механизма различается его принцип работы. Рассмотрим, как работает индукционный (магнитный) датчик пошагово:

  • Практически по всему диаметру реперный диск оснащен зубцами за исключением места, где отсутствуют сразу 2 зубца. Именно в этом месте начинается отсчет оборотов коленчатого вала, и происходит синхронизация.
  • При работе ДПКВ возникает устойчивое магнитное поле.
  • Зубцы реперного диска во время движения проходят через магнитное поле. В итоге образуются импульсы.
  • Если сквозь магнитное поле прокручивается участок диска, где не хватает зубцов, система отмечает начальное положение вала.
  • Сведения о частоте импульсов сразу же отправляются в «мозговой центр», который и отслеживает число оборотов и положение коленчатого вала.

Таким способом происходит регулировка мотора и системы зажигания транспортного средства.
Реперный диск может иметь пропуски зубчиков в 2 местах под углом в 180 градусов. Обычно такие разновидности устанавливают в дизельных моторах.

Обратите внимание! Индуктивный ДПКВ не расходует напряжение. Электрический импульс появляется за счет действия магнитного поля, проходящего сквозь медную обмотку.

Разновидности сенсоров

В предыдущей части речь шла об индукционном датчике положения коленчатого вала. Он функционирует за счет электромагнитной индукции. Устройство несложное в использовании, надежное в эксплуатации. Автомобилистам нужно знать, что стабильная работа механизма возможна только при отсутствии грязи и прочих препятствий между ДПКВ и зубцами реперного диска. Также диск должен вращаться на высоких оборотах.

Датчик Холла. Из названия ясно, что в основе его механизма лежит эффект Холла. Небольшое напряжение вырабатывается при вращении зубцов через ДПКВ. Информация о вращении диска поступает в форме дискретного сигнала в электронную систему управления. Несмотря на высокую точность такие механизмы в машинах устанавливают редко.

Оптический ДПКВ работает за счет источника и приемника светового сигнала. В промежутке между фотодиодом и светодиодом располагаются зубчики диска. В зависимости от скорости вращения диска зубцы затеняют светодиодный индикатор. В этот момент на фотодиоде возникает импульс. Данный импульс преобразуется в сигнал и отправляется на ЭБУ. Такой сенсор положения коленчатого вала не нашел особого применения в автомобилестроении.

Как выявить поломку ДПКВ

Сенсор, как и любой механизм в автомобилях, может выйти из строя. Определить, что поломка именно в данном устройстве, помогут следующие симптомы:

  • теряется мощность мотора;
  • в разных режимах и на холостом ходу двигатель работает нестабильно;
  • наблюдается увеличение расхода бензина;
  • на больших оборотах слышен звук детонации из моторного отсека;
  • пропуск искры;
  • загорелся код с номером Р0336.

Если ДПКВ полностью вышел из строя, то автомобиль не получится завести. Указанные симптомы также могут говорить о поломке других сенсоров в автомобиле. Точную причину неисправности покажет цифровой сканер. Диагностика большинства машин отечественного или импортного производства выполняется автосканером Rokodil ScanX Pro.

Если диагностика подтвердила выход из строя ДПКВ, то его просто заменяют на новое устройство. Приобретать лучше всего оригинальные ДПКВ. Проверка работоспособности датчика проводится также и другими способами:

  • через осциллограф;
  • при помощи мультиметра.

Прозвон мультиметром проще и доступнее, чем использование первого варианта. Мультиметр настраивают так, чтобы он измерял сопротивление. Касаясь электрощупами до катушки, устанавливают какое у нее сопротивление. Обычно цифра колеблется от 500 до 1100 ОМ. На мультиметре задают верхнюю границу в 2000 ОМ.

Диагностика при использовании осциллографа обладает наибольшей точностью. Включенный осциллограф подсоединяют к сенсору положения коленчатого вала, начинается запись осциллограммы. После ее расшифровки можно делать выводы исправен или нет сенсор.
ДПКВ при всей своей простоте имеет огромное значение для нормальной работы автомобильного двигателя. При самостоятельной проверке работоспособности сенсора потребуются некоторые знания устройства автомобиля, а также навыки работы с мультиметром или осциллографом. Если самостоятельный поиск неисправности затруднителен, то обращайтесь в автомастерскую, где опытные специалисты без труда устранят поломку.

Пролистать наверх