Смазка 158

Еще в советские времена, когда с конвейеров сошли первые жигули, синяя смазка 158 стала известна автовладельцам и нашла себе широкое применение. И сегодня она пользуется успехом, успешно конкурируя с аналогами зарубежного производства. Характеристики смазки 158 и особенности ее применения заслуживает отдельного разговора.

Смазка 158

Состав

Смесь относится к классу пластичных смазок. Ее характерная черта – это положение, которая она занимает в линейке смазочных средств. Она представляет собой промежуточное звено между жидкими и твердыми смазочными материалами.

По консистенции смазка похожа на густую мазь, имеющую гладкую структуру без твердых включений. Консистентные смазки, в том числе 158, отличаются хорошим уровнем адгезии. Они отлично держатся на гладких поверхностях, которые не подвергшихся обработке.

Смазка разработана в 60-е в НИИ при Минхимпроме. Несмотря на внушительный возраст и достаточное количество зарубежных аналогов, и сегодня она пользуется спросом. Это объясняется особыми эксплуатационными характеристиками и сбалансированным составом.

Основой ГСМ служат минеральные компоненты, полученные путем глубокой переработки сырой нефти. Фталоцианин меди дает веществу синий оттенок, отчего смазка получила свое первоначальное название. Эта присадка не только окрашивает смазку, но и служит для обеспечения других свойств: нужной густой консистенции и антиоксидантного свойства, которое препятствует преждевременное окисление состава в процессе его работы.

Эффективность работы смазки 158 обеспечивают также следующие компоненты:

  • противоизносные присадки, продлевающие время эксплуатации обработанных составом деталей;
  • противозадирные присадки, предотвращающие быстрое истирание деталей, соприкасающихся между собой.

Иные компоненты также могут быть добавлены в оригинальный состав с целью увеличить надежность, долговечность смазки и улучшить ее эксплуатационные характеристики. Производится синяя смазка как отечественными, так и зарубежными изготовителями.

Если взять для примера смазку производства Лукойл, то здесь фталоцианин меди заменило стеариново-кислотное мыло, в основе которого смесь калия и лития, и которое не предназначено для гигиенических процедур.

Еще одно преимущество синей смазки – это нетребовательность к условиям хранения. Складировать и перевозить ее можно в заводской упаковке. Единственное условие касается обеспечения пожарной безопасности, так как продукт производится на основе нефтепродуктов.
В продажу вещество поступает в бочках, канистрах, ведрах и других емкостях. При этом тип и объем упаковки не влияет на технические характеристики материала и его свойства.

Ко всем названным преимуществам относится также то, что смазка нетоксична. С кожи ее не нужно смывать особыми средствами, достаточно вымыть руки с мылом или порошком под струей воды.

Характеристики

Как уже говорилось, одна из ярких отличительных черт материала – это консистенция, представляющая собой переход от густого в жидкое состояние. В покое смазка является мазеподобной субстанцией, которая хорошо держится на поверхностях в вертикальном или горизонтальном положении.

Текучесть состав обретает в процессе работы, испытывая механическую нагрузку в зоне деталей, которые соприкасаются между собой. Изменение консистенции обеспечивает проникновение смазки во все пустоты и зазоры узла.

Еще одна базовая характеристика ГСМ – это температура каплепадения и эффективная вязкость. Первая демонстрирует, насколько консистенция подвластна изменениям под воздействием высокой температуры. Высокий уровень каплепадения гарантирует длительный срок использования смазки при интенсивных нагрузках и высоких температурах в зоне обработанных узлов. Смазка 158 обладает показателем каплепадения около 135С.

Если смазочный материал при нагревании разжижается и скатывается с поверхности, то при воздействии низких температур, наоборот, происходит загустевание и снижение рабочих показателей. Если температурная устойчивость ГСМ слишком высокая, на морозе он поведет себя не лучшим образом.

Если смазка скатывается или осыпается с поверхности деталей при низких температурах, в местах их соприкосновения не остается смазывающей пленки, что значительно повысит скорость их износа.
Разработчики смазки 158 постарались найти компромисс между этими свойствами. Динамическая вязкость состава при нуле градусов составляет 400 паскалей в секунду.

Также смазка обладает следующими свойствами и характеристиками:

  • проникающая способность без принудительного воздействия – пенетрация – составляет от 240 до 320 при 25С;
  • при температуре 20С показатель прочности в рабочей зоне составляет 150-500 паскалей, а при температуре 50С – 130 паскалей;
  • обеспечение высокой противокоррозийной защиты;
  • 21% коллоидной отпрессованной стабильности;
  • щелочной показатель составляет 0,1%;
  • возможно незначительное присутствие нерастворенных следов воды;
  • не содержит органических и неорганических кислот.

Согласно ТУ, температурный диапазон применения смазки составляет от -50, до 120 градусов.

Применение синей смазки для подшипников

Изначально, смазка 158 разрабатывалась именно для использования в различных подшипниках, в частности, в электрическом оборудовании транспортных средств. Первоначально она использовалась только для обработки подшипников электрогенераторов и стартеров. В сравнении с ранее изобретенными литолами, нигролами и солидолами, данная смазка показала себя гораздо лучше.

Использование смазки в игольчатых подшипниках дает в результате пробег от одной замены до другой порядка 300 тысяч км. Впрочем, не все автомобили дают названный результат, а лишь те, что оснащены карданным узлом с двойной герметизацией. Она помогает предотвратить смешение смазочного материала с загрязнениями извне.

Особенности

После того, как продукт прошел обкатку в подшипниках автомобильного электрооборудования, сфера его применения расширилась. Стало возможным использование смазки в агрегатах, которые более нагружены.

На сегодняшний день смазка 158 наиболее часто используется в узлах и деталях машин, тракторов и спецтехники. Такая обработка помогает добиться следующих результатов:

  • повышение стойкости механизма к преждевременному истиранию и износу;
  • устойчивость металлических деталей к коррозии;
  • высокий уровень механической стабильности.

Как правило, смазка используется в тех узлах, где есть в составе шарнирные сочленения или подшипники качения. Самый распространенный вариант применения – это смазка крестовины кардана легковых автомобилей.

Аналоги

Синяя смазка – чисто отечественный бренд, получивший известность в годы Советского Союза. Эффективность придуманного советскими учеными состава, естественно, привлекала внимание зарубежных производителей, у которых на сегодняшний день есть своя версия ГСМ. В продаже сегодня можно найти как смеси с классическим составом, так и варианты узкой специализации:
Азмол-158. Он разработан специально для ШРУСов, в стартерах и генераторах не используется.
GREASE-158 с улучшенными противозадирными характеристиками и высокой температурой каплепадения. Это обеспечивают дополнительные присадки в составе – канифоль и идатрен.
Иностранные компании также поставляют на рынок большое количество аналогов, по характеристикам сравнимых с той самой синей смазкой. У нас в продаже можно найти следующие:

  • LSEP-2 и SY-2202 от ВР;
  • Alvania RL-1 от «Shell»;
  • Nyco Grease от Nyco Interm.

Если искать отличия, то зарубежные аналоги имеют одну очень важную отличительную черту – высокую стоимость при тех же свойствах и характеристиках. Многие знают эту особенность и предпочитают не переплачивать за бренд и рекламу, и покупают смазку местного производства, которая работает не хуже, и проверена не одним поколением водителей машин и спецтехники.

Так что синяя смазка, знакомая отечественным автолюбителям не первый десяток лет, и сегодня продолжает верно служить им, прекрасно справляясь со своими функциями. Четко выверенный много лет назад состав практически не изменился на сегодняшний день. Смазка обеспечивает защиту подшипников на долгий срок и может быть использована, в том числе, в нагруженных деталях и узлах автомобиля.

Пролистать наверх