В среде автомобилистов распространено не совсем правильное мнение о жидкостях для охлаждения автомобильных двигателей. Вокруг мнений об охлаждающих жидкостях появилось много легенд, которые искажают действительность. Легенды возникают и распространяются как среди начинающих автолюбителей, так и среди профессионалов, работающих в автосервисах, продавцов автомагазинов и часто распространяются средствами массовой информации.
О Тосоле
В торговых сетях автомобильных запчастей можно найти много разных «Тосолов», отличающихся друг от друга наклейкой и обозначением в Технических Условиях предприятия-изготовителя. Можно встретить около ста вариантов таких «Тосолов». Неопытный автолюбитель думает, что все эти жидкости это именно тот Тосол, который производился во времена СССР, но это далеко не так. В реальности все эти «Тосолы» мало имеют отношение к прежнему, настоящему Тосолу, и он был практически единственным и очень дефицитным средством для охлаждения двигателей автомобиля.
Оригинальное название Тосола— Антифриз «Тосол-А» разработали в 60-х годах в СССР в секретном институте в отделе с аббревиатурой «ТОС». Именно от этой аббревиатуры и название — ТОСол. К термину «автомобильная охлаждающая жидкость» это название не имеет никакого отношения. Тосол выпускали только государственные предприятия со строгим соблюдением разработанной технологией.
Различают три марки Тосола:
- концентрированный — Тосол А;
- для температуры до -40 С — Тосол А40
- для температуры до -65 С — Тосол-А465.
Первоначально Тосол был бесцветным. Позднее его стали окрашивать в различные цвета, чтобы его случайно не выпили (были прецеденты). Так же окрашенный Тосол дает возможность обнаружить утечку в системе охлаждения. Производители выбирают цвета по своему усмотрению. Чаще всего от синего до зеленого. Длительность эксплуатации Тосола составляет от двух до трех лет, но необходимо следить за его плотностью, которая должна быть не менее 1,075 кг/см3.
Антифриз и Тосол различные жидкости для охлаждения
Бытует мнение, что Тосол — это охлаждающая жидкость, которая предназначена для автомобилей, произведенных в бывшем СССР, а антифриз — для иномарок. Еще раз определимся с терминологией. Антифриз это любая жидкость, не замерзающая, при 0°С. В зимнее время дороги поливают специальной жидкостью, которая тоже называется антифризом. Специалисты для определения автомобильных антифризов используют термин «Antifreeze Coolant», что переводится как «антифриз — охлаждающая жидкость». Выходит, что значительных различий между Антифризом и Тосолом не имеется. Различаются они применяемыми присадками и рецептурами.
Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются присадками-ингибиторами:
- традиционные присадки – основа соли неорганических кислот (нитраты, нитриты, бораты, силикаты, фосфаты и другие);
- карбоксилатные присадки – основа соли органических кислот (карбонаты);
- гибридные присадки – разновидность карбоксилатных присадок, которые кроме карбоновых кислот, включают добавки силикатов или фосфатов.
Единственным критерием использования антифриза в автомобиле — это одобрение для применения этого антифриза непосредственно от производителя автомобиля. Перечень одобренных антифризов указан в инструкции по эксплуатации автомобиля.
О цвете охлаждающей жидкости
В среде автомобилистов есть неверная точка зрения, что цвет антифриза указывает на его качество. Народная «классификация» выглядит в частности так:
- высококлассный антифриз — красный, срок службы 5 лет,
- средний класс антифриза — зеленый, срок службы 3 года,
- низкий класс антифриза — синий, срок службы 1-2 года.
Еще одна абсолютно неправильная точка зрения — одноцветные антифризы идентичны по составу, значит их можно смешивать. Во многих случаях автолюбители приобретают антифриз для долива только по схожести цветов.
Производители охлаждающих жидкостей производят антифризы с разнообразной цветовой гаммой, от красного до желтого, хотя они по своему составу бывают абсолютно одинаковы. И наоборот, антифризы одинакового цвета могут быть абсолютно разными, их нельзя смешивать между собой.
Как отмечалось выше, все антифризы (и тосолы) сперва бесцветны. Производители добавляют краситель для придания отличительной черты, а так же для того, чтобы лучше определить уровень жидкости в расширительном бачке. Бывают даже флуоресцентные антифризы, чтобы удобнее определить место протечек. Так как количество красителя ничтожно мало (несколько граммов на тонну), на свойства антифриза он никак не влияет.
О стандартизации антифризов
Единого международного стандарта антифризов не существует. Самыми признанными являются стандарты Германии Великобритании, Франции, Японии и США.
Но не все производители антифризов следуют этим классификациям.Многие используют стандарты качества антифризов, согласованные с автопроизводителями. Они по собственной методике проводят испытания и тестирования антифризов. На их основе автопроизводители дают рекомендации на эксплуатации антифризов в своих автомобилях определяется перечень двигателей, в которых она может использоваться и заносит ее в сервисные книжки автомобиля.
Наиболее популярны следующие стандарты:
- British Standard — BS 6580;
- Volkswagen — G11, G12, G12+, G12++, G13.
Эти стандарты определяют к антифризам схожие требования. Из этих двух стандартов антифризов выделяется классификация Volkswage.
Антифриз G11
Это «гибридный» антифриз, который не включает амины, фосфаты, нитриты и бораты, что уменьшает накипь в системе охлаждения двигателя. Так же он продляет срок службы уплотнений водяной помпы и обеспечивает хорошую защиту от кавитационной коррозии. Антифриз G11 является самым дешевым антифризом, который может использоваться в любых автомобилях, даже с алюминиевыми радиаторами. Антифриз G11 выпускают синего, зеленого, и желтого цветов.
Антифриз G12
Это «карбоксилатный» антифриз не включает в себя силикаты (соли кремния), что улучшает его антикоррозийные свойства. Срок службы этого антифриза до четырех-пяти лет. Антифриз G12 выпускают красного цвета с различными оттенками. Антифризы G11 и G12 не следует смешивать.
Антифриз G12+ и G12++
Этот антифриз не содержат присадок, применяемые в других спецификациях и рекомендуются для автомобилей последних моделей. Допускается смешивание G12+ и G12++ с антифризами G11, G12 и BS.
Антифриз G13
Класс G13 сравнительно новый, он основан на пропиленгликоле. Но такая технология приводит практически к двойному удорожанию продукта. Антифризы G13 окрашивают в оранжевые или желтые цвета. Они являются экологически чистыми и не ядовиты. Рекомендуются для использования в спорткарах и мотоциклах с форсированными двигателями, которые рассчитаны на работу в экстремальных условиях.
В продаже имеются антифризы как в виде готового продукта, так и в виде концентрата, который необходимо разбавлять самостоятельно или с помощью специалиста станции техобслуживания. Инструкцию по разведению концентрата размещают на упаковке. Информацию по срокам замены антифриза указывают производители автомобиля и охлаждающей жидкости. Для современных автомобилей он равен пяти годам, а для более старых моделей замену необходимо производить раз в 2 или 3 года.
О требованиях к автопроизводителям
На наклейках емкостей с антифризом часто можно увидеть, что они соответствуют условиям (спецификациям) многих автопроизводителей. Такая же ситуация в сфере рекламы приводится длинный список популярных марок автомобилей. Все зависит от вкуса и потребности производителя антифриза. Могут употребляться более хитрые выражения вроде «рекомендован для …» или «создан с учетом требований…». Это всего лишь маркетинговый трюк для завоевания доверия покупателя.
Заключение
При выборе антифриза для автомобиля, прежде всего нужно ориентироваться не только на цену и марку охлаждающей жидкости, а прежде всего на требования руководства по эксплуатации или его сервисной книжки. В этих документах определены требования производителя автомобиля и все тонкости использования того или иного антифриза. Добросовестный производитель автомобиля в инструкции по эксплуатации или в сервисной книге всегда указывает конкретные фирмы или марки антифризов, которые прошли все испытания и успешное тестирования.