Трансмиссионное масло
Трансмиссионные масла используются для смазки коробок передач, рулевых механизмов, главных передач ведущих мостов, раздаточных коробок редукторов и других систем автомобиля. Остаточные нефтяные масла проходят селективную очистку, добавляют дистиллятные масла и присадки, и получают трансмиссионное масло. Присадки необходимы для препятствования износу, и содержат обычно хлор, фосфор, серу и другие компоненты.
Читать далее
Нигрол применялся до того, как появились автомобили с высоконагруженными трансмиссиями. Его вязкость составляет 6-20 мм/с при 100 градусах. Открытые зубчатые передачи требуют использования особо вязких остаточных масел с присадками. Если необходим смазочный материал для мостов с гипоидной передачей, используются гипоидные масла с присадками, которые, вступая в химическую реакцию с материалом, образуют соединения с противозадирными функциями. Масла, не предназначенные для гипоидных передач, использовать нельзя, иначе главная передача быстро сломается.
Устаревшая маркировка трансмиссионных масел в СССР
Советская маркировка, ныне устаревшая, имела следующие значения:
-
- трансмиссионное масло обозначалось буквой «Т»;
-
- «А» — это автомобильное масло;
-
- долгоработающее масло – «Д»;
-
- «П» — масло с присадкой;
-
- «С» — масло из сернистых солей;
-
- Масла для КАМАЗов обозначались буквой «К»;
-
- «И» — масла с импортными присадками.
Цифра, идущая после буквенной маркировки, показывает уровень кинематической вязкости масла.
-
- ТСп-14,5, ТСП-14, ТАп-15В, ТСп-15К предназначены для ведущих, но не гипоидных, мостов, раздаточных коробок и коробок передач, рулевого управления.
-
- ТСп-14гип – масло для гипоидных передач грузовых автомобилей.
-
- ТАД-17, ТАД-17И – составы, применяемые для смазки ведущих гипоидных мостов, рулевого управления и коробок передач легковых машин.
Описанная классификация считается устаревшей, и сегодня, согласно ГОСТ 17479.2-85, введена новая система классификации трансмиссионных масел.
Система API: классы для механических коробок передач и ведущих мостов
-
- API GL-1. Этот состав рекомендован для использования в легких условиях. В составе только базовые масла и нет присадок. В небольшом количестве могут содержаться, например, антиокислительные присадки, легкие противопенные присадки, депрессорные добавки, ингибиторы коррозии. Эти масла рассчитаны на использование в механических коробках, червячных и конусных передачах в грузовых автомобилях и машин сельского хозяйства.
-
- API GL-2. Предназначено для использования в условиях средней тяжести. Здесь уже есть противоизносные присадки в необходимом для эффективной работы объеме. Рассчитаны на червячные передачи, трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
-
- API GL-3. Также рассчитаны на среднюю тяжесть условий использования. 2,7% от состава здесь – это присадки, работающие против износа. Такими маслами смазываются передачи грузовых машин, они же не используются при наличии гипоидных передач.
-
- API GL-4. Эти составы подходят для условий работы разной степени тяжести, и в легких, и в тяжелых. Противозадирных присадок в составе здесь 4%. Области применения: смазывание агрегатов ведущего моста, коробок передач грузовых машин, гипоидных и конусных передач. Масла этой категории используются для грузовых автомобилей североамериканского происхождения, автобусов, тягачей и всех транспортных средств, помимо перечисленных. В европейских странах эти масла основные, на их упаковках указывается информация о том, для каких авто они предназначены, и соответствуют ли требованиям автопроизводителей. В маслах с такой маркировкой часто содержится половина присадок, которые используются в следующем виде.
-
- API GL-5. Состав предназначен для загруженных передач и суровых условий использования. Здесь особое внимание уделяется наличию многофункциональных и эффективных противозадирных присадок, которых в объеме масла порядка 6,5%. Гипоидные передачи со значительным смещением осей – основное место использование таких масел. Важно наличие информации, подтверждающей соответствие требований автопроизводителей. Масла с особыми присадками ограниченного скольжения необходимы для дифференциалов повышенного трения. Если таковые есть в составе, в маркировке появляются буквы LS.
-
- API GL-6. Масло, предназначенное для условий высоких скоростей, высоких ударных нагрузок, больших крутящих моментов. Здесь используются серофосфорсодержащие противозадирные присадки в большом количестве.
-
- API MT-1. Состав используется для высоконагруженных агрегатов. Основное предназначение – это мощные машины типа автобусов и тягачей. Масло эквивалентно предыдущему варианту, но с повышенной термической стабильностью.
В 1998 году появились две новые категории для оценки качества трансмиссионных масел. Они были разработаны API в союзе с SAE и ASTM. Так появились категории:
-
- PG-1 – для механики тяжелых грузовых машин и автобусов;
-
- PG-2 (GL-7) – для ведущих мостов тех же категорий транспорта.
-
- И в той, и в другой категории внимание уделено высокотемпературным свойствам.
Классификация масел по ГОСТ
Трансмиссионные масла классифицируются по ГОСТ 17479.2-85. Группы знаков, обозначающих вид масла, начинаются с аббревиатуры ТМ, что обозначает трансмиссионное масло. Далее идут знаки, которые обозначают группу по эксплуатационным свойствам. Наконец, третья часть маркировки – это цифра кинетической вязкости.
Виды масла
Существует несколько видов масла: синтетическое, минеральное, полусинтетическое, жидкости для трансмиссий ATF.
-
- Минеральные масла получают из нефти. Для этого ее перегоняют с целью очищения от масляных фракций. Несложный процесс производства делают такие масла самыми доступными по цене и наиболее распространенными и востребованными. Однако на холоде состав может стать гуще, что приводит к увеличению расхода топлива.
-
- Синтетическое масло также получают из нефти или природного газа. Однако в состав продукта также включаются полезные добавки, препятствующие замерзанию масла и способствующие экономии топлива. Синтетическими маслами смазываются коробки передач в морозы, благодаря чему срок службы механизма увеличивается. Также синтетическое масло обладает более длительным сроком хранения.
-
- Полусинтетическое масло представляет собой смесь минерального состава и синтетических компонентов. Соотношение цены и качества таких составов оптимально, что привлекает большое количество пользователей.
-
- Жидкости для трансмиссий ATF отвечают за бесперебойную работу автоматической коробки передач. Она же необходима для того, чтобы коробка работала плавно. Такие жидкости получают из того же минерального масла с несколькими добавками.
-
- Редукторное масло используется в условиях больших нагрузок на шестеренки.
Как классифицируют масло
По вязкости масла действует система стандартизации. Она помогает определить, насколько конкретное масло подходит для использования в конкретном автомобиле. Классы вязкости и допустимого качества указываются на упаковке состава.
Существует две распространенные классификации масел: API и SAE. Первая призвана описать свойства масла в зависимости от машины. Буквы GL и цифры от 1 до 6 делят масла на шесть классов, каждый из которых находит свое применение.
Первые три класса рассчитаны на использование в новых машинах, два последующих – в старых автомобилях. Чем больше номер класса, тем эффективнее присадки, которые в нем присутствуют.
Они необходимы для защиты металлических механизмов автомобиля от преждевременного износа.
Классификация SAE отвечает за уровень вязкости масла. В ней используется два индекса: низкотемпературный и высокотемпературный.
Если в маркировке масла присутствует буква W, это масло можно использовать при температуре ниже нуля. Чем выше индекс, тем гуще масло. Маслом с низким названным значением смазывают коробку передач при низких температурах.
Уровень высокотемпературной вязкости относится к температуре 100 градусов. Этот показатель подбирается с учетом особенностей конкретного автомобиля и его коробки передач.
Категории, существующие в данной классификации: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250. Состав с буквенной маркировкой W используется в зимнее время года, если же такой буквы нет, масло предназначено для летнего использования. Двойная же категория рассчитана на межсезонье.
Как выбрать масло под определенную коробку
Тип масла выбирается в соответствии с типом коробки передач. Выделяется ряд вариантов масел, классифицируемых по данному параметру:
-
- Состав для МКПП или механической коробки, используется в промышленности. Масла класса GL4, 5, 4,5 здесь подходят лучше всего. Что касается индекса температуры, то он подбирается с ориентиром на погодные условия конкретного региона, где масло будет использовано.
-
- Жидкость для АКПП. Для автоматической коробки передач используют масло, которое вязкое при разных температурных показателях. Это гарантирует нормальную работу тормозной системы.
-
- Для вариаторов разрабатывается самостоятельный вариант масел, отдельный от других видов.
-
- Роботизированная КПП или механическая коробка с выжимом сцепления, требует использования невязкого масла. Такой продукт помогает снизить нагрузку в холодное время года. Во время механических нагрузок лучше всего сохраняют свои свойства синтетические и полусинтетические масла, их и следует использовать в данном случае.
Что представляет собой гипоидное масло
Гипоидным маслом называют трансмиссионную жидкость. Гипоидная передача – вариант винтовой зубчатой передачи, осуществляемый колесами – создает специфические, тяжелые условия для работы механизма.
Гипоидное масло как раз и применяется там, где нагрузка слишком велика. Это редукторы легковых и грузовых машин. Сера в составе жидкости предотвращает процесс схватывания между металлическими поверхностями системы. Такое масло обладает защитными свойствами, которые требуются при повышенных нагрузках во время работы.
Как необходимо хранить масло
Средний срок годности масла для трансмиссии составляет 3-5 лет. На упаковке с продуктом можно найти информацию о точных сроках годности. Просроченное масло, само собой, использовать по назначению уже нельзя, так как его защитные свойства уже отличаются от заявленных.
Срок годности определяется не с момента выпуска товара в продажу, а с момента вскрытия упаковки. После того, как упаковка открыта, масло можно как держать в заводской таре, так и перелить в другую емкость с плотно закрывающейся крышкой. Хранение масла требует исключить попадание на емкость прямых солнечных лучей, лучше выбрать для этого затененное место.
Коротко о том, что нужно знать про трансмиссионное масло
-
- Разные составы отличаются друг от друга как компонентами, так и свойствами. Всего есть несколько групп масел: синтетические, минеральные, полусинтетические, жидкости для трансмиссий ATF.
-
- При выборе следует опираться на две классификации: SAE и API. Первая отвечает за температуру, которая допускается при использовании жидкости, вторая – за тип автомобиля, где может быть использовано то или иное масло.
-
- Специальное масло подбирается в зависимости от типа коробки передач в автомобиле.
Есть также гипоидное масло – состав, необходимый в сложных условиях использования. Оно применимо как в легковом, так и в грузовом транспорте.
- Специальное масло подбирается в зависимости от типа коробки передач в автомобиле.
-
- На упаковке продукта можно найти данные о сроке годности продукта. Хранить его следует с соблюдением рекомендаций производителя, в темном месте без прямого солнечного света.