Современный рынок автохимии наводнили разнообразные добавки: как уверяют их производители, эти вещества существенно увеличивают эксплуатационный ресурс разнообразных узлов и систем машины. Особой популярностью пользуется присадка ER, которую добавляют в моторное масло в определенных пропорциях.
Особенности вещества
Добавку ER принято относить к категории кондиционеров металла, обладающих антифрикционным эффектом. Строго говоря, вещество не является классической присадкой, так как после его введения физические и химические характеристики масла остаются прежними. Масло в данном случае выполняет функцию базовой основы, доставляющей ингибитор внутрь системы силового блока. Смешивание и химическая реакция между двумя компонентами не происходит.
Кондиционеры металлов выполняют функции по защите обработанных поверхностей от внешних агрессивных факторов. Их изготовляют из соединений мягких металлов и добавочных компонентов. Присадки перемещаются по системе вместе с маслом, не вступая с ним в химические реакции.
Активация ингибитора происходит после нагревания мотора до определённой температуры. После этого основные частицы присадки ER оседают внутри контура, образуя тонкое пленочное покрытие высотой в несколько мкм. Таким образом происходит заполнение микротрещин и других изъянов металла, что создает защиту для сопряженных поверхностей от разрушающих воздействий и снижает силу трения.
Эффект от применения
Точные результаты от использования добавки зависят от марки двигателя, типа моторной смазки, состояния отдельных узлов и деталей системы. Отечественные специалисты испытывали присадку ER в конце 1990-х годов на производственных мощностях АвтоВАЗа: только после этого ее открыли доступ на рынки нашей страны.
Основные результаты тестов:
- положительный эффект зафиксирован в 90%;
- износостойкость элементов силового блока возросла в 4 раза;
- вполовину уменьшилось образование задираний и расслоений металла;
- сила трения сопряженных элементов снизилась на 25%;
- на 5% повысилась компрессия на поршневых кольцах.
Плюсы применения добавок ER:
- в несколько раз увеличивается эксплуатационный ресурс двигателя;
- снижается уровень рабочих шумов;
- оптимизируется мощность ДВС, повышаются его динамические характеристики;
- возрастают показатели крутящего момента;
- уменьшается потребление горючего и смазки;
- упрощается запуск мотора при минусовых температурах;
- увеличивается пожарная безопасность автомобиля благодаря уменьшению уровня нагрева трущихся элементов и узлов;
- выравниваются параметры компрессии в блоке цилиндров.
Что касается негативных последствий от использования ингибитора, то специалисты заметили увеличение количества вязких отложений, оседающих на поршнях. Эти осадки не так опасны, как твёрдый нагар или коксования, поэтому этими явлениями можно пренебречь.
Рекомендации по использованию
Присадки этого типа обладают универсальными характеристиками, что позволяет использовать их в комбинации с любыми моторными смазками. Производитель рекомендует соблюдать лишь одно условие — техническая жидкость, выступающая в качестве базового вещества, должна быть свежей. В противном случае положительный эффект от применения добавки будет минимальным (или обратным).
Использовать присадку необходимо в строгом соответствии с сопроводительной инструкцией. В ней содержится список подходящих горюче-смазочных материалов, оптимальные пропорции смешивания и прочие рекомендации от производителя. Учитывая тот факт, что добавка обладает выраженной химической нейтральностью, ее разрешается применять в комбинации с широким спектром смазочных материалов.
Инструкция по применению
Материалы ER используются в следующих узлах транспортного средства:
- Двигатель. Вещество добавляют через масляную воронку ДВС или в канистру с маслом. Оптимальные пропорции для минерального масла: 60 г/1 л. Для синтетического масла — 30 г/1 л. В ходе регламентного обслуживания долю ингибитора для минеральных смазок снижают до 30 г/1 л (для синтетических пропорция сохраняется прежней). Что касается двухтактных двигателей, то в них кондиционер следует вводить в соотношении 60 г на 1 литр масла.
- Дизельные двигатели. Автомобильные моторы, работающие на солярке, функцию смазывающего компонента выполняют частицы самого топлива. Поэтому здесь кондиционер металла вводится в очень маленьких количествах — до 30 г/80 л солярки.
- Трансмиссия. Для механических коробок передач, работающих на масле вязкостью не более 80 W, присадка добавляется в количестве до 60 г/1 л. Для более вязких смазочных материалов приемлемым считается количество 30 г/1 литр. В автоматических коробках передач кондиционеры используются только в тех моделях, где это допускает конструкция механизма. В любом случае, применять ингибитор в роботизированных КПП или вариаторах необходимо с большой осторожностью.
- Гидравлический усилитель рулевого управления. Для гидроусилителя легковых машин присадка ER рекомендована в количестве до 60 г. Если речь идет о грузовых авто, долю вещества можно повысить до 90 г.
- Дифференциальные узлы. В другие компоненты трансмиссии, работа которых предусматривает использование жидких смазок, присадки ER вводятся в пропорциях 60 г/1 л масла.
- Подшипниковые блоки на ступицах. Прежде, чем добавлять кондиционер, подшипники подвергаются тщательной чистке и мойке. Далее происходит нанесение по 7 г вещества на каждый подшипник. Данная процедура возможна только в транспортных средствах, в которых используются открытые подшипники.
Польза и вред от применения кондиционеров ER
От того дня, как присадки данной линейки попали в свободную продажу, в среде простых пользователей и профессиональных экспертов продолжаются жаркие дискуссии об их эффективности.
Как показали многочисленные эксперименты, на проявление тех или иных свойств продукта ER влияют следующие факторы:
- состояние двигателя, степень износа его отдельных элементов и узлов;
- характеристики смазочного вещества — вязкость, дата изготовления, химический состав;
- соблюдение рекомендаций производителя относительно пропорций;
- наличие в масле других ингибиторов и добавок.
По мнению подавляющего большинства владельцев автомашин, использование присадки ER положительно влияет на работу мотора. Это выражается в уменьшении громкости работы механизма, оптимизации функциональных режимов, снижении потребления моторного масла и горючего. Что касается нулевого эффекта от применения кондиционера, то обычно это бывает при наличии в составе базового вещества грязи, пыли и прочего мусора. Никак не изменить ситуацию, если отдельные узлы двигателя очень изношены: в первую очередь это касается уплотнителей, колец и поршней.
Неопытные автолюбители применяют добавку-кондиционер в качестве универсального средства от любых неполадок силового блока. Для этого они заливают вещество в систему в объемах, значительно превосходящих рекомендованные пропорции. Вследствие этого активные компоненты добавки начинают оказывать обратное действие, сокращая эксплуатационный ресурс ДВС.
Типичные последствия превышения дозировки:
- активно образуется осадок на поршневых кольцах, что приводит к их закоксовыванию;
- теряется целостность резиновых сальников и других полимерных элементов мотора;
- появляются микротрещины и другие повреждения на поверхностях системы;
- увеличивается скорость износа отдельных элементов (колец синхронизаторов и прочих сопряженных деталей).
Специалисты настоятельно рекомендуют использовать присадку ER присадку строго по назначению, строго придерживаясь сопровождающей инструкции от производителя.